Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129768
Наименование:
Курсовик Организация социальной работы с многодетными семьями: теоретические основы и практические пути
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Социология.
Добавлен: 02.06.2022.
Год: 2019.
Страниц: 42.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ») Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования
Курсовая Работа Организация социальной работы с многодетными семьями.
Направление 39.03.02 «Социальная работа» курс 2 Направленность (профиль) «Психосоциальная работа с населением»
Краснодар 2019
Содержание
Введение………...3 1 Теоретико-методоло ические основы социальной работы с многодетными семьями……….7 1.1 Понятие и категории многодетных семей, их социальные проблемы…7 1.2 Меры социальной поддержки многодетных семей в РФ………...10 1.3 Динамика многодетности в РФ……….………14 2 Особенности социальной работы с многодетными семьями в РФ………...18 2.1 Технологии социальной работы с многодетной семьей…….………18 2.2 Исследование удовлетворенности социальным обслуживанием многодетных семей в РФ………24 Заключение………..……...39 Список использованных источников………...…...41
Введение
Семья в современном российском обществе занимает наиболее важное место и является одним из главных социальных институтов. Существуют различные проблемы, которые указывают на необходимость оказания ей помощи со стороны общества и государства. В наше время, при условиях, когда присутствуют проблемы демографического характера, особую важность приобретают не только теоретические аспекты, которые связаны с семьей в целом, и многодетными семьями в частности, но и практические вопросы социальной работы, направленные на них. Такая важная ячейка общества, как семья, способствует влиянию на формирование и развитие личности ребёнка в ней. Именно её большое влияние и уникальность средств воспитания делают ее мощным и незаменимым средством социализации. Исходя из различных опросов, и статистических данных становится известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в нашей стране, именно поэтому нам необходимо осмыслить каково же сейчас настоящее положение многодетной семьи, и какие пути для улучшения их положения можно предложить. В многодетных семьях всё способствует для реализации личностных и общественных потребностей. Внутри семьи создаётся благоприятная атмосфера и условия для воспитания, потому что дети растут и развиваются в тесных взаимоотношениях друг с другом. Именно в семейном коллективе с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Но если рассматривать многодетные семьи в экономическом плане, то в большинстве, именно они находятся в наиболее сложном положении. Существующие проблемы этих семей показывают нам необходимость оказания им помощи со стороны и общества, и государства. Такие виды поддержки как материальная и моральная, создание нормальных условий для жизни, всё это должно способствовать решению демографической проблемы в нашей стране. Для улучшения и стабильности в развитии многодетности государство предпринимает определенные меры, однако все еще нет четкой системы их социальной поддержки. Необходимо, чтобы все специалисты в различных областях своей деятельности приложили свои усилия для успешного решения проблем. А также, профессионалы в этой сфере: специалисты по социальной работе, социальные работники, которые владеют различными технологиями решения социальных проблем Одним из основных направлений в социальной работе – это оказание помощи семье в различных формах, что предусмотрено в концепции федеральной семейной политики, а также в должностных обязанностях социального работника. Именно положение многодетной семьи, ее численность, место в общественной структуре, проблемы и нужды, возможность их смягчения и разрешения являются основным местом рассмотрения в работе. Для того чтобы несколько по-иному посмотреть на проблемы данной категории семей и на их решение, необходимо детально и глубоко изучить и проанализировать многодетность, ее причины, влияние на каждого члена многодетной семьи. Многодетность в большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии в семье трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей. На данный период уже при существующих формах социальной поддержки многодетные семьи просто обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономичес их трудностей. Значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи, можно утверждать, что ситуация осложнена и требует решения [1]. Если же смотреть на это с другой стороны, то, несмотря ни на что, именно многодетные семьи обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Если приложить большую часть усилий для стабилизации уровня рождаемости, а также постепенно формировать общественный стереотип семьи с более чем одним ребенком, всё это может способствовать поддержанию рациональной возрастной структуры общества и обеспечить вступление в эту жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, которые имеют возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономичес ие преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным семьям, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Объект: многодетные семьи. Предмет исследования: организация социальной работы с многодетными семьями. Цель курсовой работы: определить теоретические основы, практические пути и способы организации социальной работы с многодетными семьями. Задачи курсовой работы: 1)раскрыть понятие и категории многодетной семьи 2)изучить социальные проблемы многодетных семей 3)изучить меры социальной поддержки многодетных семей в РФ 4)проследить динамику многодетности в России 5)изучить особенности социальной работы с многодетными семьями РФ 6)выявить пути совершенствования социальной работы с многодетными семьями 7)изучить технологии социальной работы с многодетной семьей 8)исследовать удовлетворенность социальным обслуживанием многодетных семей Методы получения данных: анализ литературы, сравнение, синтез, теоретический анализ, обобщение, изучение опыта, анкетирование. Методологические и теоретические основания исследования: источниковую базу исследования составили научные исследования, посвященные анализу организации социальной работы с многодетными семьями. Теоретическая значимость исследования: заключается в возможности использования результатов исследования с целью проведения в дальнейшем эмпирического исследования. Практическая значимость исследования: заключается в исследовании удовлетворенности социальным обслуживанием многодетных семей, а также в разработке мер по оказании помощи таким семьям. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, исследования, заключения, библиографического списка.
1 Теоретико-методологи еские основы социальной работы с многодетными семьями
1.1 Понятие и категории многодетных семей, их социальные проблемы
Человек рождается в семье. Именно в ней он делает свои первые шаги, узнает о первых радостях и огорчениях. Из семьи он выходит в большой и неизвестный для него мир, но, когда ему становится особенно в нём неуютно, он с радостью устремляется обратно. Понятия, признаки и роль семьи в обществе на протяжении многих лет пытались понять многие мыслители различных эпох, начиная с самой седой древности. В наше время современную семью изучают многие науки: философия, социология, демография, экономика, юриспруденция, психология, педагогика, медицина, этнография и др. Любая из этих наук, так или иначе касается вопросов воспитания детей, поскольку именно оно пронизывает все аспекты жизнедеятельности семьи...
Заключение
Многодетная семья - основа демографического развития общества, а дети - это наиболее ценный ресурс страны, залог её будущего развития. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций. В работе мы проанализировали типы семей, перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности, тем самым, подтвердив потребность общества в семье, как социальном институте. Описали проблемы многодетных семей, разбив их на несколько групп, выделили среди них актуальные для социальной работы с ними. Проведенные теоретические и практические исследования дают возможность выделить специфику содержания социальной работы с многодетными семьями. Социальная работа должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации многодетной семьей собственного дела и культурного досуга. Социальная работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, социальный работник должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем подготовки. Рассмотренные в работе социальные технологии являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи многодетным семьям. Также в работе с многодетной семьей социальному работнику необходимо сконцентрировать усилия на пропаганде здорового образа жизни, способствовать усилению роли родителей в воспитании детей посредством привлечения их внимания к проблемам детей в семье, школе, на улице. В качестве одной из форм социальной работы могут выступать лектории, конференции для родителей с привлечением специалистов из органов социальной защиты, здравоохранения, образования. Социальный работник должен помнить, что многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Поэтому при взаимодействии с ней желательно направлять усилия на устранение слабых и укрепление сильных сторон, чтобы семья осознала свои проблемы и нашла собственные силы для их разрешения. Именно он является связующим звеном между многодетной семьей и субъектами социальной помощи (органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, органы здравоохранения, муниципальные органы власти, неправительственные организации, компетентные специалисты (юристы, психологи, педагоги), предприятия работы родителя). Таким образом, профессиональная подготовка специалистов не может и не должна ограничиваться подготовкой только работников, непосредственно связанных с семьей (социальных педагогов и социальных работников). В сферу внимания при подготовке и переподготовке, специализации кадров важно включать и руководителей социально-педагогиче ких служб самых различных уровней.
Список использованных источников
1 Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Семья в России. - 1994. - №2. - С. 45-54. 2 Басова Н.Ф. Основы социальной работы. / Под ред. Н.Ф. Басова. – М., 2004. - С. 50-54. 3 Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е.Ш. Гонтмахер. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - С. 140-147. 4 Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. Пособие / М.Н. Гуслова. – М. «Академия», 2010. С. 268-296. 5 Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Многодетная семья и ее социальная защита. Учеб. пособие / Н.Ф. Дивицына. - М.: МГУ, 2006. - 127 с. 6 Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. 2002. - С. 11-29. 7 Лодкина Т.В. Защита семьи и детства. Под ред. Т.В. Лодкиной. - М., 2008. - 192 с. 8 Осипова, И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии / И.И. Осипова // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - № 3. - С. 56-65. 9 Павленко. П.Д Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленко. – М.: 2003. - С. 14-36, 10 Теория и практика социальной работы: основные направления развития в XX-XXI веках (отечественный и зарубежный опыт): Хрестоматия. / Сост. и науч. ред. С.И. Григорьев, Л.И. Гуслякова.2-е изд., доп. и перераб. - М.: Издательский дом "МАГИСТР - ПРЕСС", 2004. - 208 с. 11 Указ Президента Российской Федерации № 431 от 5.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 № 250). 12 Уханова, Т. О социальном воспитании детей / Т. Уханова // Социальное обеспечение. – 2004. - № 5. 13 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 432 с. 14 Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и ко, 2004. - 692 с. 15 Циткилов П.Я. Система поддержки многодетных семей в современной России // Отечественный журнал социальной работы. - 2011-№3. - С. 62-68. 16 Шеляг Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Социальная педагогика. 2005. - №1. 17 Шмелева Н.Б. Проблемы современной семьи и реализация основных направлений семейной политики. Отечественный журнал социальной работы. – 2006. – № 2. 18 Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие / М.В. Шакурова. - М. - 272 с. 19 Шитова Н.И. О специфике и методах преодоления трудной жизненной ситуации в практике работы центра социальной помощи семье и детям // Работник социальной службы, 2010. - 145 с. 20 Эллерт В.В. Союз наш крепнет и растет / В.В. Эллерт // Социальная работа, 2007. - 216 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.