Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 113080
Наименование:
Курсовик Особенности изучения монографической темы в школьном курсе русской литературы
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 13.06.18.
Год: 2018.
Страниц: 29.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОВЛАДЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫ И ЗНАНИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ 6 1.1 Структура монографической темы и методика ее изучения 6 1.2 Особенности изучения биографии писателя в базовой школе (5-8 классы) 10 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ИСТОРИКО-ХРОНОЛОГИЧЕ КОЙ ОСНОВЕ 16 2.1 Изучение жизни и творчества писателя в рамках монографических темы 16 2.2 Изучение теоретических понятий в контексте монографической темы 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
? ВВЕДЕНИЕ
Современные программы для VIII - IX и X - XI классов построены по концентрическому принципу, что позволяет добиться большей глубины в изучении творчества писателей и осознания своеобразия истории русской литературы и культуры. Переход на концентрическую структуру литературного образования ставит перед учителем-словесником много вопросов: какова в целом методология литературного образования, в каком направлении вести поиски концепций и форм изучения художественных произведений, как привить ученикам любовь к слову, реализовать в чтении и изучении текста идею сотворчества, как реализовать парадигму развивающего обучения, идею гуманизации образования и другие. Поскольку в стандартах литературного образования основным является чтение и толкование художественного текста, то возникает необходимость поэтапного овладения материалом. Особое значение это приобретает применительно к IX - X - XI классам. Причем IX класс, завершая среднее звено литературного образования, готовит учащихся к изучению курса на историко-литературно основе (X - XI классы). Курс старших классов (IX - XI) необходимо подчинить задаче исторической систематизации представлений о развитии искусства слова, показать школьникам основные периоды истории литературы в постоянном соотнесении с современным литературным процессом. Сравнение литературы прошлых эпох с литературой XX века, представленной в круге внеклассного чтения, откроет школьнику живое значение исторических традиций в искусстве и новаторство, своеобразие современной литературы. Представление об историко-литературно процессе формируется в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы. Одной из особенностей историко-литературно о курса является его специфическое построение: чередование обзорных и монографических тем. Обзоры представляют литературу определенного периода. Монографические темы – это углубление в творчество отдельных писателей, представителей определенной литературной эпохи, изучение их жизни и творчества, анализ отдельных произведений. Структура обзорных и монографических тем обеспечивает не только достаточно широкий круг чтения, но и формирует ключевые теоретико-литературн е понятия и читательские умения, придает литературному образованию системность и воспитывающую направленность. Частью системы изучения курса на историко-литературно основе является монографическая тема. Говоря о системе изучения курса на историко-литературно основе, остановимся прежде всего на особенностях монографических тем. В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературно о процесса, художественного мира писателя. Поэтому особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя. Актуальность. Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. По ряду причин школьники не проявляют желания к прочтению классического произведения. Не смотря на то, что литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся. При правильной организации изучения монографических тем, можно возобновить интерес детей к изучению русских классических произведений, привить любовь к чтению (особое внимания при этом должно уделяться знакомству не только с личностью и творчеством писателя, но и с контекстом времени, в котором создавались его произведения). А так же отсутствие методических работ, которые бы систематизировали и обобщали методические разработки необходимые при изучении монографических тем, которые бы были полезны учителю-словеснику для осмысления собственного опыта, определения перспектив развития учебной деятельности школьников в системе литературного образования. Всё вышесказанное и обусловило актуальность темы данной курсовой работы. Цель курсовой работы – раскрыть особенности изучения монографической темы в школьном курсе русской литературы. В связи с целью поставлены следующие задачи: ? изучить методическую литературу по данной теме; ? познакомиться с официальными нормативными документами; ? проанализировать специфику изучения монографических тем на уроках русской литературы; ? исследовать традиционные и новаторские подходы к изучению монографической темы. Объект курсовой работы ? процесс изучения курса литературы на историко-литературно основе в 5 ? 11 классах. Предмет исследования – особенности изучения монографической темы в школьном курсе русской литературы. Методология и методы исследования В данной курсовой работе были использованы такие методы как анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных данной теме; системный анализ методической литературы, сравнение, типологизация. Теоретико-методическ й основой данного исследования послужили отдельные аспекты изучения монографической темы представлены в работах В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Н. О. Корста, З. Я. Рез, О. Ю. Богдановой, а также современных ученых-методистов: Г. И. Беленького, Т. Г. Браже, П. Г. Воробьева, С. А. Зинина, Г. Н. Ионина, В. Г. Маранцмана, В. Ф. Миронычевой, Т. Ф. Курдюмовой, И. А. Подругиной, В. Ф. Чертова и др. Практическое применение полученных результатов. Материал и выводы данного курсового исследования могут быть использованы учителями русской литературы, учениками средних и среднеспециальных учебных заведений при изучении монографических тем, на факультативных занятиях, при лекционных и семинарских занятиях в ВУЗ. Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая включает по два раздела, заключения, списка использованных источников. Основной материал работы занимает 28 страниц, со списком литературы – 30.
? ГЛАВА 1. ОВЛАДЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫ И ЗНАНИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ
1.1 Структура монографической темы и методика ее изучения
Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературны сведений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения; информативная перегруженность; приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления; уменьшение доли текстуального анализа; отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину [5]. Поэтому, как уже упоминалось, логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорных и монографических тем. Монографическая тема – основной содержательно-структ рный элемент историко-литературно о курса в школе. После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода. Так, в программе IХ кл. русский реализм первой половины ХIХ в. представлен четырьмя монографическими разделами: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума», «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. Роман «Евгений Онегин», «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Роман «Герой нашего времени», «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» [12]... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе анализа трудов современных ученых и наблюдений за процессом изучения монографических тем в старших классах школы и гимназии в данной курсовой работе была сформулирована концепция исследования, которая заключается в следующем: § изучение монографической темы в курсе литературы XX века старших классов требует системного подхода и обязательной пропедевтической работы в предыдущих классах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и полнее раскрыть их интеллектуальные и творческие способности. Особое внимание при этом следует уделять тому, что активизация познавательной деятельности должна осуществляться не только непосредственно в процессе изучения монографической темы, но и в процессе подготовки к ее изучению в предыдущих классах. § В связи с этим был сформулирован основной принцип организации пропедевтической работы: она должна быть построена таким образом, чтобы изучение монографической темы в старших классах явилось результатом активизированной на предыдущих этапах деятельности учащихся. Следовательно, сама пропедевтика способствует активизации, является стимулом пробуждения интереса к неизвестному и необычному в литературе. § Как уже говорилось изучение монографической тем старших классов предполагает построение системы пропедевтической работы, основанной на знании возрастных психологических особенностей, интеллектуальных способностей и интересов учащихся, спроецированной на активизацию творческих потенциалов старшеклассников и вовлечение их в серьёзную литературоведческую и исследовательскую работу; § Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в V-VIII классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, ведением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. § Методика изучения монографической темы предполагает поэтапное формирование литературоведческих и методических знаний и умений. Обучение наиболее эффективно на основе реализации методической модели, включающей теоретическую подготовку и практические занятия. § Наиболее оптимальной формой обучения является сочетание лекций и практической работы с текстом, включение в систему анализа внеклассных мероприятий и индивидуальной научно-исследовательс ой и поисковой работы; методика пропедевтической подготовки к полноценному восприятию монографической темы и непосредственное изучение этой темы строится с учётом возрастных особенностей и круга интересов старшеклассников; опирается прежде всего на эвристический и исследовательский методы; предполагает совместную деятельность учителя и учащихся; использует приёмы обучения, обеспечивающие активизацию творческой и познавательной деятельности подростков, формирующие умения самостоятельной работы с текстом;
? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/ Сост. Р.И. Альберткова. – Москва, 1991. – С. 25-67. 2. Барахов B.C. Литературный портрет как жанр мемуарно-биографичес ой прозы, (проблемы поэтики): автореф. докт. дисс. — Москва, 1980. – С. 294-301. 3. Барт Р. Удовольствие от текста. // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — Москва: Художественная литература; 1989. 4. Басистов, П.Е. Очерки жизни, и сочинений Жуковского: Чтение для юношества. Москва, 1983. – С. 67-68. 5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — Москва: Художественная литература, 1975. — 450 с. 6. Бахтин М. М. К методологии литературоведения. // Контекст-1974: литературно-теоретич ские исследования. — Москва, 1974. – С. 10-23. 7. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук. // М. М. Бахтин. Автор« и, герой: к философским основам гуманитарных наук. — СПб. ? Азбука, 2000. – С. 54-67. 8. Бахтин М. М. Литературно-критичес ие статьи. — Москва: Художественная литература, 1986. - 543 с. 9. Бахтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2001. - № 2. – С. 3-6. 10. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. — 2000. -№1.- С.24-36. 11. Беленький В.Г. Приобщение к искусству слова (Раздумья о преподавании литературы в школе). Москва: Просвещение, 1990. - 188с. 12. Календарно-тематичес ое планирование: Русская литература : учебное пособие для 5-11 кл. общеобразоват. учреждений с белорусским и русским яз. обучения / под ред. С. Н. Захаровой. Минск: НИО, 2017. – С. 25-35. 13. Курдюмова, Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. – Москва, 1974. – С. 189-205. 14. Подругина, И. А. Методика обзорного изучения эпических произведений в старших классах. — Москва, 1974. – С. 345-350. 15. Подругина, И. А Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – М., 1994. 16. Чертов, В.Ф. Уроки обзорного изучения русской литературы ХIХ века//Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Под ред. Е. Н. Колокольцева. – Москва, 1990. – С. 101-107. 17. Щербина, В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: Пособие для учителя. – Москва, 1982. – С. 234-240.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.