Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131175
Наименование:
Шпаргалка Ответы на билеты по невропотологии
Информация:
Тип работы: Шпаргалка.
Предмет: Медицина.
Добавлен: 05.10.2022.
Год: 2021.
Страниц: 64.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
1.Предмет, цели и задачи невропатологии. Связь с другими науками. Значение для специальной педагогики. Невропатология – раздел мед. Науки, которая изучает болезни НС. Раздел является частью неврологии. Предмет: закономерности функционирования и клинических проявлений заболеваний НС. Цель: изучение закономерностей функционирования и феноменологии клинических проявлений заболеваний НС с разработкой методов профилактики, лечения, реабилитации и коррекции. Задачи: Изучение этиологии заболеваний НС; Изучение патогенеза заболевания; Изучение клинических проявлений поражений ЦНС и ПНС; Изучение эпидемиологии заболевания; Разработка методов диагностики, лечения, профилактики, а также принципов организации специальной медпомощи при неврологической патологии. Невропатология тесно связана с другими областями клинической медицины — психиатрией, педиатрией, инфекционными болезнями, гериатрией, онкологией, рентгенологией. Перенесенные детьми соматические и инфекционные заболевания, а также травмы черепа различной степени выраженности оставляют след, который представляет собой различную патологию в области моторики, речи, слуха, зрения, интеллектуальной деятельности, поведения, с которыми приходится сталкиваться не только врачу, но и воспитателям и педагогам общеобразовательных и специальных дошкольных учреждений. Все это обусловливает необходимость изучения педагогическим персоналом основ детской невропатологии. Воспитатель и педагог будут работать в тесном контакте с врачом, так формируется единый медико-педагогически подход к ребенку с отклонениями в развитии, комплексное воздействие и решение сложных диагностических и коррекционных проблем, наблюдение за состоянием ребенка, создание специальных методов лечебно-педагогическ го воздействия.
2.Краткая история развития невропатологии. Первые сведения о заболеваниях нервной системы встречаются в письменных источниках глубокой древности. В египетских папирусах около 3000 лет до н.э. упоминаются параличи, нарушения чувствительности. В древнеиндийской книге Аюр-Веды сообщается о судорожных припадках, обмороках, головной боли. В трудах Гиппократа, Рази, Ибн-Сины описаны клинические проявления разнообразных неврологических заболеваний, методы их диагностики и лечения. Уже в то время отдельные состояния четко обозначались как болезни головного мозга (эпилепсия, мигрень и др.). Декарт сформулировал понятие рефлекса. Так закладывались основы нейрофизиологии.
В XIX в. интенсивно разрабатывались методы изучения структуры и функций нервной системы, методы химического исследования мозга. Были систематизированы патологоанатомически исследования. . Развитие этого направления связано с именами И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского.
И. М. Сеченов, И. П. Павлов и их ученики Н. Е. Введенский и А. А. Ухтомский разработали основы теории нервизма, благодаря чему значительно расширилось представление о механизмах функционирования мозга человека.
Достигнутые в области неврологии успехи создали предпосылки для выделения учения о заболеваниях нервной системы в самостоятельную отрасль научной медицины. Эта отрасль получила название невропатологии. Невропатология обогатилась новыми данными из области патологической анатомии, электрофизиологии, а также данными, полученными при изучении клинических симптомов болезней. Было описано большое количество самостоятельных форм патологии, разработаны методы их диагностики и лечения. В XIX в.
Шарко создал французскую школу невропатологов. Ее представителями были Дюшенн, Дежерин, Бабинский, Раймон, Бурневиль, Бриссо и ряд других.
3.Развитие невропатологии в России. Значение работ отечественных невропатологов по организации специальной помощи детям с поражением нервной системы. В России формирование невропатологии как отдельной клинической дисциплины связано с именем А.Я.Кожевникова (1836 — 1902), который создал первую в мире невропатологическую клинику и в 1869 г. возглавил первую кафедру нервных и душевных болезней в Московском университете. Им была построена клиника нервных болезней. А.Я. Кожевников — автор многих научных работ, среди которых особое значение имели работы, посвященные изучению афазии и ее форм; им описана особая форма корковой эпилепсии, возникающей после клещевого энцефалита.Ценными являются исследования А.Я. Кожевникова по гистологии нервной системы. Им был прослежен переход длинных отростков нервных клеток в волокна пирамидного пути. А.Я. Кожевников по праву считается выдающимся представителем отечественной невропатологии, создателем крупной отечественной школы неврологов. В числе его учеников С.С. Корсаков, В.К. Рот, В.А. Муратов, Л.О. Даришкевич, Г-И. Россолимо и др. Ученик А.Я. Кожевникова В.К. Рот (1848—1916) — один из талантливых клиницистов-невролог в своего времени. Исследовательские работы В.К. Рота, посвященные изучению мышечных атрофии, позволили отграничить первичное поражение мышц при миопатии от сходных поражений их при заболеваниях спинного мозга. Работа В.К. Рота "О мышечной сухотке" является классическим исследованием. В.К. Рот много сделал для расширения клиники нервных болезней, организовал специальный музей и неврологический институт, расширил лаборатории. Он интересовался и заболеваниями нервной системы детского возраста. Выдающимся представителем московской школы невропатологов и психиатров был С. С. Корсаков (1854—1900). Он внес значительный вклад в изучение нервно-психических расстройств у детей. Он провел большую работу по коренной перестройке системы лечения и содержания психически больных, ратовал за гуманное отношение к людям, страдающим психическими болезнями. За 12 лет работы в психиатрической клинике С. С. Корсаков поднял русскую психиатрию до мирового Уровня. Одним из основоположников детской психоневрологии в нашей стране является Г. И. Россолимо (1860—1928). Ему принадлежат работы по детской невропатологии, психоневрологии, медицинской психологии, в которых он привлекал внимание передовой русской интеллигенции, в первую очередь врачей и педагогов, к вопросам охраны детской психики, предупреждения заболеваний нервной системы у детей. К таким работам относятся “Страх и воспитание”, “К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте”, “О ненормальных элементах в характере ребенка”, “Искусство и больные нервы” и др.. Россолимо принимал активное участие в работе специальных съездов, на которых обсуждались вопросы воспитания и обучения слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. Г. И. Россолимо заложил основы советской дефектологии. При этом он внес много нового в изучение клиники, психики, речевого развития детей с аномалиями нервной системы. Он убеждал педагогов в необходимости разработки вопросов воспитания этих детей. В последние годы жизни Г. И. Россолимо много времени уделял экспериментальной психологии. Им была сделана попытка разработать объективные критерии оценки интеллектуально-психи еских функций человека. Известный невролог В. А. Муратов (1865—1916) внес много нового в учение о нервных и психических заболеваниях у детей. Он детально изучил детские церебральные параличи и выделил отдельные клинические формы этого заболевания. Кроме того, он занимался изучением морфологии мозга. В. А. Муратов тщательно изучал проблему истерии и других психопатологических состояний в плане выяснения механизмов формирования патологически измененной личности. Им были предложены рекомендации в отношении лечения и профилактики этих состояний у детей. В.А.Муратов был крупным клиницистом-невролог м. Он смог завершить начатое В. К. Ротом оснащение Неврологического института имени А.Я.Кожевникова и ввел в практику проведение в клинике нервных болезней врачебных конференций. Заслугой И.М.Балинского (1827 — 1902) является то, что он первым подробно объяснил, чем бред отличается от заблуждений, в частности от фанатических религиозных убеждений. Он одним из первых описал допускаемые некоторыми ошибки в процессе воспитания и оценил роль этих ошибок в формировании патологических качеств личности. В. М. Бехтерев (1857 — 1927), вошедший в историю русской науки не только как один из создателей петербургской школы невропатологов и психиатров, но и как один из основателей всей отечественной психоневрологии. Он активно занимался изучением анатомо-физиологичес их основ нервных и психических болезней. Назовем некоторые из изученных им вопросов: навязчивые и насильственные движения, влияние голодания на развитие мозга новорожденных, поражения кожи неврогенного происхождения. Развитие отечественной невропатологии в последующие годы характеризовалось углубленным изучением: инфекционных поражений нервной системы, наследственных болезней 8. В настоящее время успешно развиваются направления, основанные на фундаментальных исследованиях И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. 4.Физиологические закономерности филогенеза нервной системы. Простейшие одноклеточные организмы не имеют нервной системы, регуляция жизнедеятельности у них происходит только за счёт гуморальных механизмов. Нервная система, появившаяся у многоклеточных организмов, позволяет управлять системами организма более дифференцированно и с меньшими потерями времени на проведение командного сигнала (стимула). Поэтому у всех современных высокоорганизованных животных при единой нейрогуморальной регуляции функций организма ведущая роль принадлежит именно нервной системе. Филогенез нервной системы, то есть её эволюционное развитие (греч. «phylon» – род), предположительно, происходил в несколько этапов:
I этап – образование сетевидной нервной системы.У кишечнополостных, например, гидры. Все нейроны у них являются мультиполярными и объединяются за счёт своих отростков в единую сеть, пронизывающую всё тело. При раздражении любой точки тела гидры возбуждается вся нервная система, вызывая движение всего тела. Эволюционным отголоском этого этапа у человека является сетевидное строение интрамуральной нервной системы пищеварительного тракта.
II этап – формирование узловой нервной системы. На этом этапе произошла специализация нейронов и их сближение с образованием нервных узлов – центров. Отростки этих нейронов образовали нервы, идущие к рабочим органам. Централизация нервной системы привела к формированию рефлекторных дуг. Процесс централизации происходил двумя путями: с образованием радиальной (несимметричной) нервной системы (иглокожие, моллюски) и лестничной (симметричной) системы (например, плоские и круглые черви). Радиальная нервная система, при которой все нервные ганглии сосредотачиваются в одном или двух-трёх местах, оказалась мало перспективной в эволюционном плане. При формировании ЦНС лестничного типа ганглии формируются в каждом сегменте тела и соединяются между собой, а также с сегментами верхних и нижних уровней посредством продольных стволов. На переднем конце нервной системы развиваются нервные узлы, отвечающие за восприятие информации от передней части тела, которая в процессе движения первой и чаще сталкивается с новыми стимулами. В связи с этим головные ганглии беспозвоночных развиты сильнее остальных, являясь прообразом будущего головного мозга. Отражением этого этапа формирования ЦНС у человека является строение вегетативной нервной системы в виде параллельно идущих цепочек симпатических ганглиев.
III этапом является образование трубчатой нервной системы. Такая ЦНС впервые возникла у хордовых (ланцетник) в видеравномерной нервной трубки с отходящими от неё сегментарными нервами ко всем сегментам туловища – туловищный мозг. Появление туловищного мозга связано с усложнением и совершенствованием движений, требующих координированного участия мышечных групп разных сегментов тела.
IV этап связан с образованием головного мозга.Этот процесс называется цефализацией. Дальнейшая эволюция ЦНС связана с обособлением переднего отдела нервной трубки, что первоначально обусловлено развитием анализаторов, и приспособлением к разнообразным условиям обитания.
Филогенез головного мозга, согласно схеме Е.К. Сеппа и соавт. (1950), также проходит несколько этапов. На первом этапецефализации из переднего отдела нервной трубки формируются три первичных пузыря. Развитие заднего пузыря (первичный задний, или ромбовидный мозг) происходит у низших рыб в связи с совершенствованием слухового и вестибулярного анализаторов, воспринимающих звук и положение тела в пространстве.Так как на этом этапе эволюции наиболее развит задний мозг, в нём же закладываются и центры управления растительной жизнью, контролирующие важнейшие системы жизнеобеспечения организма – дыхательную, пищеварительную и систему кровообращения. Такая локализация сохраняется и у человека, у которого выше указанные центры располагаются в продолговатом мозге. Задний мозг по мере развития делится на собственно задний мозг, состоящий из моста и мозжечка, и продолговатый мозг, являющийся переходным между головным и спинным мозгом.
На втором этапецефализации произошло развитие второго первичного пузыря под влиянием формирующегося здесь зрительного анализатора; этот этап также начался ещё у рыб.
На третьем этапецефализации формировался передний мозг, который впервые появился у амфибий и рептилий. Это было связано с выходом животных из водной среды в воздушную и усиленным развитием обонятельного анализатора, необходимого для обнаружения находящихся на расстоянии добычи и хищников. В последующем передний мозг разделился на промежуточный и конечный мозг. Таламус стал интегрировать и координировать сенсорные функции организма, базальные ганглии конечного мозга стали отвечать за автоматизмы и инстинкты, а кора конечного мозга, сформировавшаяся изначально как часть обонятельного анализатора, со временем стала высшим интегративным центром, формирующим поведение на основе приобретённого опыта
V этап эволюции нервной системы – кортиколизация функций. Полушария большого мозга, возникшие у рыб в виде парных боковых выростов переднего мозга, первоначально выполняли только обонятельную функцию. Кора, сформировавшаяся на этом этапе и выполняющая функцию переработки обонятельной информации, называется древней корой. Она отличается малым числом слоёв нейронов (2–3) , что является признаком её примитивности. У человека древняя кора представлена в области нижнемедиальной поверхности височной доли, функционально она входит в лимбическую систему и отвечает за инстинктивные реакции. Начиная с амфибий, происходит образование базальных ганглиев (структур полосатого тела) и так называемой старой коры и повышается их значимость в формировании поведения. Старая кора включена в лимбическую систему, в которую кроме неё входят таламус, миндалина, полосатое тело и древняя кора.
С образованием этой системы мозг приобретает новые функции – формирование эмоций и способность к примитивному научению на основе положительного или отрицательного подкрепления действий. Эмоции и ассоциативное научение значительно усложнили поведение млекопитающих и расширили их адаптационные возможности. Дальнейшее совершенствование сложных форм поведения связано с формированием новой коры. Нейроны новой коры впервые появляются у высших рептилий, однако, сильнее всего неокортекс развит у млекопитающих. Неокортекс становится центром обучения, памяти и интеллекта, может контролировать функции других отделов мозга, влияя на реализацию эмоциональных и инстинктивных форм поведения.
Таким образом, значимость кортиколизации функций заключается в том, что по мере своего развития кора конечного мозга берёт на себя роль высшего центра переработки информации и построения программ поведения. При этом корковые отделы анализаторов и корковые двигательные центры подчиняют себе нижележащие эволюционно более старые центры.
5.Основные этапы развития головного мозга человека во внутриутробном и постнатальном периоде. Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышевого листка — эктодермы — по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение — нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть — в спинной мозг.
У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном отделе нервной трубки. На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга — конечный, средний, ромбовидный мозг.
В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела, в результате чего у 4—5-недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный (телэнцефалон), промежуточный (диэнцефалон), средний (мезэнцефалон), задний (метэнцефалон) и продолговатый (миелэнцефалон). Впоследствии из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного — промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье), из среднего формируется средний мозг — четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, из заднего — мост мозга (варолиев мост) и мозжечок, из продолговатого — продолговатый мозг. Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг.
Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного мозга. В желудочках и спинномозговом канале циркулирует церебральная жидкость. Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину. Масса его в среднем составляет 1/ 8 массы тела, т. е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У новорожденного хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в течение первых лет жизни. Рост мозга происходит главным образом за счет миелинизации нервных проводников (т.е. покрытия их особой, миелиновой, оболочкой) и увеличения размера имеющихся уже при рождении примерно 20 млрд нервных клеток. Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа.
Мозговая ткань новорожденного малодифференцированна. Корковые клетки, подкорковые узлы, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируются на серое и белое вещество. Нервные клетки плодов и новорожденных расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности головного мозга нервные клетки мигрируют в серое вещество; концентрация их в расчете на 1 см3 общего объема мозга уменьшается. В то же время плотность мозговых сосудов увеличивается. Мозжечок у новорожденного развит слабо, расположен относительно высоко, имеет продолговатую форму, малую толщину и неглубокие борозды. Мост мозга по мере роста ребенка перемещается к скату затылочной кости. Продолговатый мозг новорожденного расположен более горизонтально. Черепные нервы расположены симметрично на основании мозга.
6.Основные этапы развития спинного мозга человека во внутриутробном и постнатальном периоде. В результате взаимодействия средней части хордомезодермы с дорсальной пластинкой эктодермы у зародыша с 11-го дня внутриутробного периода начинается развитие нервной системы. Из мозговой трубки обособляются пять мозговых пузырей и спинной мозг. Из большей части нервной трубки развивается спинной мозг; полость ее остается здесь суженной. Клетки, входящие в состав нервных гребней, мигрируют и образуют в области спинного мозга спинальные ганглии, ганглии автономной нервной системы, клетки хромафинной ткани (мозговое вещество надпочечников) и другие структуры. На начальных стадиях развития нервная трубка на уровне спинного мозга состоит из трех слоев: эпендимного, мантийного и краевого. Из эпендимного слоя нейробласты и спонгиобласты мигрируют в поверхностные слои трубки и образуют четыре скопления. Два из них формируют крыльные пластинки, а два – базальные пластинки. Эти две пластинки разделяет пограничная борозда. Из базальной пластинки впоследствии разовьются двигательные нейроны спинного мозга и ствола головного мозга. Из крыльной пластинки развиваются вставочные нейроны задних рогов спинного мозга, ствола, а также промежуточный и конечный мозг. В первые три месяца пренатального развития спинной мозг располагается на протяжении всего позвоночного канала, но позднее занимает только часть его длины, так как растет медленнее позвоночного столба. Поэтому корешки спинно-мозговых нервов, появляющиеся из мозга вначале на уровне межпозвоночных отверстий соответствующего сегмента, оказываются впоследствии выше своих отверстий и по выходе из мозга тянутся на некотором протяжении вниз внутри позвоночного канала. В течение 5—10-й недели Спинной мозг приобретает окончательное строение. На 20-30 неделях беременности В спинном мозге в шейном и поясничном отделах формируются утолщения, связанные с иннервацией соответствующих поясов конечностей. Головной и спинной мозг покрыты тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Головной мозг заключен в черепную коробку, а спинной мозг — в позвоночный канал. Соответствующие нервы (спинномозговые и черепные) покидают ЦНС через специальные отверстия в костях. В послеродовом периоде претерпевает изменения и спинной мозг. По сравнению с головным спинной мозг новорожденного имеет более законченное морфологическое строение. В связи с этим он оказывается более совершенным и в функциональном отношении. Вес спинного мозга по отношению к весу тела уменьшается в процессе эмбрионального и постнатального развития (от 0,35% у плода до 0,08% у новорожденного). Объем белого вещества увеличивается с возрастом больше (в 14 раз), чем серого (в 5 раз). 7.Особенности развития сенсомоторных функций у человека. Нормальное сенсомоторное развитие является основой психического развития ребенка, поэтому формирование высших психических функций, в том числе и речи, рассматривается исследователями в тесной взаимосвязи с сенсорным развитием ребенка. Урунтаева Г.А. выделяет три периода сенсомоторного развития: младенческий возраст, ранний возраст и дошкольный возраст.
В младенческом возрасте зрение и слух опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе. Сохранность слуха и зрения является важнейшей предпосылкой для нормального развития речи. В младенчестве у ребенка складывается акт рассматривания предмета, формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения. В этом возрасте устанавливаются зрительно-двигательн е координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки, а также дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его называнием взрослым. В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. у ребенка активизируется кончик большого, а потом и указательного пальца. Далее наблюдается интенсивное развитие тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего раннего детства. При этом особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим, после чего движения остальных пальцев становятся более свободными.
В дошкольном возрасте сенсомоторные функции рассматриваются в качестве особой познавательной деятельности, имеющей свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется действиями обследования предмета и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исслед вательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих при ознакомлении с окружающим. В этом возрасте дети активно осваивают сенсорные эталоны, у них возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия.
Таким образом, сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.
8.Функциональная анатомия заднего мозга. Связь с другими структурами мозга. Задний мозг развивается из заднемозгового пузыря, который является производным ромбовидного пузыря. Он состоит из Варолиева моста, который несет в своем составе полость заднего мозга – часть ромбовидной ямки и мозжечка, который представляет собой дорсальный вырост заднего мозга. Мост снизу граничит с продолговатым мозгом, сверху переходит в ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка. От Варолиева моста отходят четыре пары черепно-мозговых нервов.
V — тройничный нерв;
VI — отводящий нерв;
VII — лицевой нерв;
VIII — предверно-улитковый, или слуховой нерв.
Функции моста: в Варолиевом мосту располагаются центры, управляющие деятельностью мимических, жевательных и одной из глазодвигательных мышц. В Варолиев мост поступают нервные импульсы от рецепторов органов чувств, расположенных на голове: от языка (вкусовая чувствительность), внутреннего уха (слуховая чувствительность и равновесие) и кожи.
Мозжечок состоит из 2-х полушарий и червя между ними. Серое вещество образует кору и ядра. Белое образовано отростками нейронов. Мозжечок получает афферентные нервные импульсы от тактильных рецепторов, рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц и сухожилий, а также двигательных зон коры. Эфферентные импульсы от мозжечка идут к красному ядру среднего, ядру Дейтерса продолговатого мозга, к таламусу, а затем моторным зонам КБП и подкорковым ядрам. Общей функцией мозжечка является регуляция позы и движений. Мозжечок связан с мозговым стволом 3 парами ножек:
1. Верхние ножки – соединяют его со средним мозгом.
2. Средние ножки – с мостом.
3. Нижние ножки – с продолговатым мозгом.
В ножках проходят пучки волокон, соединяющих мозжечок с различными частями головного и спинного мозга. Начало формы
функции мозжечка можно систематизировать следующим образом:
1) поддержание равновесия и стабилизация центра тяжести;
2) антигравитационная функция;
3) поддержание тонуса мышц;
4) координация и синхронизация (синергия) движений, определение оптимальной меры иннервации и гашение силы инерции;
5) вегетативная регуляция.
9.Функциональная анатомия среднего мозга. Связь с другими структурами мозга. Средний мозг развивается из третьего мозгового пузыря. Состоит из ножек мозга и пластинки крыши (четверохолмие). Полостью среднего мозга является мозговой водопровод (или сильвиев водопровод). Ножки мозга располагаются между верхним краем моста и промежуточным мозгом. Сзади от ножек мозга находится четверохолмие между ними сильвиев водопровод – он соединяет третий желудочек с четвертым, заполнен спинномозговой жидкостью. Пластинка крыши состоит из двух верхних и двух нижних холмиков (бугорков), в которых заложены ядра серого вещества. Верхние холмики связаны со зрительным путем, а нижние – со слуховым. От них берет начало двигательный путь, идущий к клеткам передних рогов спинного мозга, холмики имеют вид полусфер, отделенных друг от друга перпендикулярными бороздами.
В продольной борозде расположено шишковидное тело (эпифиз). Поперечная борозда отделяет пару верхних холмиков от нижних. От каждого холмика с боков отходит утолщения – ручка холмика. Она заканчивается в коленчатых телах промежуточного мозга. Ножки мозга похожи на вертикальные столбы, на которые опирается весь головной мозг. Ножки расходятся к мозгу и образуют между собой межножковую ямку, в ней находится продырявленное вещество – это место входа сосудов в головной мозг. Из межножковой ямки выходят корешки III пары ЧМН. Между покрышкой и основанием находится черное вещество (содержит пигмент меланин). Оно делит ножку мозга на задний отдел – покрышку и передний – основание. В покрышке проходят восходящие проводящие пути и залегают ядра – красное ядро и ядра ретикулярной формации. Красное ядро – самое крупное ядро покрышки, имеет продолговатую форму и является одним из центральных координационных образований экстрапирамидной системы. Оно простирается от уровня нижних холмиков до гипоталамуса. Мозговой водопровод – узкий канал около 1,5 см в длину, окружен центральным серым веществом, в котором лежат ядра III и IV пар ЧМН. В покрышке лежат системы восходящих путей, образующих пучок, называемый медиальной петлей (чувствительной). Ее волокна начинаются в продолговатом мозге от клеток ядер тонкого и клиновидного канатиков, и заканчивается в ядрах зрительного бугра. Латеральная петля (слуховая) состоит из волокон слухового пути, идущих из области моста к нижним холмикам четверохолмиям и медиальным коленчатым телам промежуточного мозга.
Функции среднего мозга:
1. Рефлекторная 2. Проводниковая 3. Тонусная.
10.Функциональная анатомия промежуточного мозга. Связь с другими структурами мозга. Промежуточный мозг располагается под мозолистым телом и сводом, срастаясь по бокам с полушариями большого мозга. Промежуточный мозг состоит из следующих отделов: 1. Таламическая область (область зрительных бугров), 2. Гипоталамус (подталамическая область), 3. Третий желудочек.
Таламус – это парное скопление серого вещества покрытые слоем белого вещества, имеющее яйцевидную форму, расположенное по сторонам третьего желудочка. В сером веществе находятся ядра таламуса: передние, латеральные и медиальные. В латеральных ядрах происходит переключение всех чувствительных путей, направляющихся к коре больших полушарий – фактически подкорковый чувствительный центр. Гипоталамус – образует нижние отделы промежуточного мозга, дно третьего желудочка. Таламус обеспечивает эмоциональное поведение – мимика, жесты и так далее; сдвиги функций внутренних органов – артериальное давление, частота пульса, дыхание, расширяются зрачки и так далее. Таламус играет роль терморегуляторную, поведенческую, обеспечивает постоянство внутренней среды организма, объединяет функции вегетативной, эндокринной и соматической нервной систем, участвует в чередовании сна и бодрствования, регуляции гипофиза, имеет связь с лимбической системой.
Гипоталамус состоит: 1. Зрительный перекрест 2. Зрительный тракт 3. Сосцевидные тела 4. Серый бугор 5. Воронка 6. Гипофиз. Зрительный перекрест образован из волокон зрительных нервов. Напоминает валик, который продолжается в зрительный тракт. Серый бугор – находится сзади от зрительного перекреста, внизу переходит в воронку, которая соединяется с гипофизом. Сосцевидные тела находятся между серым бугром и задним продырявленным веществом, они состоят из белого и серого вещества, в них заканчиваются столбы свода мозолистого тела. Гипоталамус + гипофиз = единый функциональный комплекс, его функции: 1. Эфекторная 2. Регуляторная. Функции таламуса: 1. Объединение (интеграция) всех видов чувствительности (исключение, обонятельная). 2. Сравнение информации, полученную на разных каналах связи. 3. Оценка биологического значения информации. 11.Функциональная анатомия конечного мозга. Связь с другими структурами мозга. Конечный мозг состоит из 2-ух полушарий большого мозга, мозолистого тела, подкорковых ядер и обонятельного мозга.
I. Мозолистое тело - массивный тяж волокон, состоящий из клюва (передней заострённый конец), колена (изгиб выше клюва), ствола и валика (задний расширенный конец).
II. Полушария большого мозга (правое и левое) разделены продольной щелью и соединены в ней с помощью мозолистого тела, передней и задней спаек и спайки свода. Они состоят из серого вещества - кора и нижележащего белого вещества с расположенным в нём скоплениями серого вещества - базальными ядрами. В полости полушарий расположены І и ІІ желудочки мозга. Кора - это тонкая пластинка из серого вещества, содержащая около 14 млрд. нейронов, лежащих в 6 слоёв. На поверхности коры выделяют углубления - борозды и расположенные между ними валикообразные возвышения - извилины, увеличивающие площадь поверхности коры. Каждое полушарие делится бороздами на доли: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую (прикрыта другими долями). В коре выделяют области и центры, осуществляющие анализ всех раздражений и выработку ответных сигналов. К таким корковым центрам относятся:
1. Двигательная область - расположена в коре лобной доли впереди центральной извилины. Отростки нейронов этой области образуют двигательные проводящие пути, контролирующие выполнение движений туловища и конечностей на противоположной стороне тела. Поэтому у правшей в результате преимущественного развития правой руки и правой половины тела особенно разито левое полушарие головного мозга. Здесь же расположен двигательный речевой центр Брока (отвечающий за произношение), а также ядро двигательного анализатора письменной речи (отвечающее за движения пальцев при письме).
2.Чувствительная область - расположена в коре теменной доли позади центральной извилины. Отвечает за оценку всех раздражителей - болевых, температурных, осязательных и других.
3. Слуховой центр - находится в коре височной доли и отвечает за анализ звуковых раздражителей. Здесь же расположен чувствительный речевой центр Вернике (отвечающий за восприятие устной речи), а также ядро зрительного анализатора письменной речи (отвечающее за восприятие текста при чтении).
4. Зрительный центр - лежит в коре затылочной доли и отвечает за формирование зрительных образов.
5. Центры вкуса и обоняния (лимбическая система) расположены в передней части височной доли.
III. Базальные ядра (подкорковые) - это парные скопления нейронов (серого вещества) в толще белого вещества полушарий, т.е. под корой.К базальным ядрам относятся:
1. Полосатое тело - представлено чередующимися полосами серого и белого вещества и состоит из хвостатого ядра (вытянутое образование вокруг таламуса) и чечевицеобразного ядра (образование бобовидной формы, которая имеет скорлупу, медиальный и латеральный бледный шар, а также внутреннюю, наружную и самую наружную капсулу).
2. Миндалевидное тело - скопление нейронов в белом веществе височной доли.
3. Ограда - вертикальная пластинка серого вещества между чечевицеобразным ядром и корой островковой доли.
Функция базальных ядер: они регулируют сложные двигательные автоматические, безусловно-рефлектор ые реакции: ходьба, бег, плавание, прыжки; формируют сложные мимические реакции.
IV. Обонятельный мозг состоит из центральной и периферической частей.
Периферическая часть включает: обонятельные луковицы, обонятельные тракты, переходящие в обонятельные треугольники, переднее продырявленное вещество (оно образовано проникающими вглубь мозга артериями) и терминальную пластинку. Центральная часть обонятельного мозга (лимбическая система) включает: гиппокамп, парагиппокампальную извилину, сводчатую извилину и сосцевидные тела гипоталамуса. Обонятельный мозг служит для передачи импульсов от обонятельных рецепторов полости носа в кору больших полушарий. 12.Лимбическая система. Лимбическая система — совокупность ряда структур головного мозга. Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край (лимб). Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, автоматической регуляции, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.
Включает в себя: обонятельную луковицу, обонятельный тракт, обонятельный треугольник, переднее продырявленное вещество, поясная извилина (автономные функции регуляции частоты сердцебиений и кровяного давления), парагиппокампальная извилина, зубчатая извилина, гиппокамп (требуемый для формирования долговременной памяти), миндалевидное тело (агрессия и осторожность, страх), гипоталамус (регулирует автономную нервную систему через гормоны, голод, жажду, половое влечение, цикл сна и пробуждения), сосцевидное тело (важен для формирования памяти), ретикулярную формацию среднего мозга.
Функции лимбической системы: Получая информацию о внешней и внутренней средах организма, лимбическая система запускает вегетативные и соматические реакции, обеспечивающие адекватное приспособление организма к внешней среде и сохранение гомеостаза. Частные функции лимбической системы: регуляция функции внутренних органов (через гипоталамус); формирование мотиваций, эмоций, поведенческих реакций; играет важную роль в обучении; обонятельная функция; организация кратковременной и долговременной памяти; участие в формировании ориентировочно-исслед вательской деятельности (синдром Клювера-Бьюси); организация простейшей мотивационно-информац онной коммуникации (речи); участие в механизмах сна. 13.Полушария головного мозга. Доли мозга. Цитоархитектоника коры головного мозга. Конечный мозг продольной щелью делится на два полушария, соединяющиеся друг с другом посредством системы спаек. Полушария большого мозга - наиболее прогрессивно развивающаяся у позвоночных животных часть головного мозга. Каждое полушарие разделено на 5 долей: лобную, височную, теменную, затылочную и островковую. У человека лобная доля полушария весит 450 г, теменная - 251 г, височная и затылочная вместе - 383 г. Полушария большого мозга имеют сложный рельеф, обусловленный наличием борозд и извилин. Каждое полушарие имеет верхнебоковую (выпуклую), нижнюю и внутреннюю поверхность. Каждая доля полушария имеет мозговые извилины, отделенные друг от друга бороздами. Сверху полушарие покрыто корой — тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток. Внутренние части полушарий состоят из белого вещества, в котором располагаются нервные ядра и боковые желудочки.
Лобная доля занимает передние отделы полушарий. От теменной доли она отделяется центральной бороздой, от височной — боковой бороздой. В лобной доле имеются четыре извилины: одна вертикальная — прецентральная и три горизонтальные — верхняя, средняя и нижняя лобные извилины. Извилины отделены друг от друга бороздами. На нижней поверхности лобных долей различают прямую и орбитальную извилины. Прямая извилина залегает между внутренним краем полушария, обонятельной бороздой и наружным краем полушария. В глубине обонятельной борозды лежат обонятельная луковица и обонятельный тракт. Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления. Лобный отдел коры больших полушарий принимает также активное участие в формировании мышления, организации целенаправленной деятельности, перспективном планировании.
Теменная доля занимает верхнебоковые поверхности полушария. От лобной теменная доля спереди и сбоку ограничивается центральной бороздой, от височной снизу — боковой бороздой, от затылочной — воображаемой линией, проходящей от верхнего края теменно-затылочной борозды до нижнего края полушария. На верхнебоковой поверхности теменной доли имеются три извилины: одна вертикальная — задняя центральная и две горизонтальные — верхнетеменная и нижнетеменная. Функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией. В теменной доле локализуется корковый отдел чувствительного анализатора. В нижней теменной доле расположены центры праксиса. Праксис — высшее проявление свойственной человеку двигательной функции. Он осуществляется в результате сочетанной деятельности различных территорий коры головного мозга.
Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. От лобной и теменной долей височная доля отграничивается боковой бороздой. На верхнебоковой поверхности височной доли имеются три извилины — верхняя, средняя и нижняя. Функция височной доли связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти. Основной функциональный центр верхнебоковой поверхности височной доли находится в верхней височной извилине. Здесь располагается слуховой, или гностический, центр речи (центр Вернике). Височные доли играют важную роль в организации сложных психических процессов, в частности памяти.
Затылочная доля занимает задние отделы полушарий. На выпуклой поверхности полушария затылочная доля не имеет резких границ, отделяющих ее от теменной и височной долей, за исключением верхнего отдела теменно-затылочной борозды, которая, располагаясь на внутренней поверхности полушария, отделяет теменную долю от затылочной. Борозды и извилины верхнебоковой поверхности затылочной доли непостоянны и имеют вариабельное строение. Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов зрительного восприятия.
Кора большого мозга является наиболее дифференцированной и сложно устроенной нервной структурой. С корой связаны высшие формы отражения внешнего мира, все виды сознательной деятельности человека. Учение о строении коры большого мозга, ее архитектонике, имеет несколько разделов. Нейроноархитектоника или цитоархитектоника, изучает нейрональный состав коры. Цитоархитектоника (расположение клеток): молекулярный слой, наружный зернистый слой, слой пирамидальных нейронов, внутренний зернистый слой. ганглионарный слой (внутренний пирамидный слой;клетки Беца), слой полиморфных клеток. На 6-м месяце внутриутробного развития зачаток коры подразделяется на 6 слоев. В дальнейшем шестислойность коры может сохраняться. В таком случае говорят о гомотипической коре. Если же после шестислойной стадии количество слоев увеличивается или уменьшается, то такую кору называют гетеротипической.
Поверхностный слой гомотипической гомогенетической коры носит название молекулярной пластинки. Она состоит из сплетения нервных волокон и содержит немногочисленные горизонтальные нейроны. Толщина этого слоя – 0.15-0.20 мм. Второй слой образуетнаружная зернистая пластинка толщиной 0.10-0.16 мм с густо расположенными малыми зернистыми нейронами. В ней находятся также малые пирамидные нейроны. Третий слой называетсянаружной пирамидной пластинкой, его толщина – 0.8-1.0 мм. Для него характерно наличие средних и больших пирамидных нейронов с длинными аксонами. Глубже лежитвнутренняя зернистая пластинка, которая содержит малые зернистые и звездчатые нейроны. Ширина этого слоя – 0.12-0.30 мм. Пятый слой представленвнутренней пирамидной пластинкой толщиной 0.4-0.5 мм. Здесь находятся самые большие пирамидные нейроны с аксонами, выходящими из пределов коры. Шестой слой составляетмультиформ ая пластинка, в которой располагаются нейроны различной формы. Ширина ее – 0.6-0.9 мм. Три наружных слоя коры принято объединять под названием главной наружной зоны, три внутренних - под названием главной внутренней зоны. Гетеротипическая кора отличается от гомотипической тем, что внутренняя зернистая пластинка слабо выражена или отсутствует (агранулярная кора). Может отсутствовать внутренняя пирамидная пластинка. В других местах наружная пирамидная, внутренняя зернистая или внутренняя пирамидная пластинки бывают сильно развиты и в них выделяют подслои. 14.Строение и функции мозговых оболочек. Ликвор: образование, значение. Мозговые оболочки — оболочки головного и спинного мозга. К ним относятся: Твёрдая мозговая оболочка, Паутинная мозговая оболочка, Мягкая мозговая оболочка.
Твёрдая мозговая оболочка — одна из трёх оболочек, покрывающих головной и спинной мозг. Находится наиболее поверхностно, над мягкой и паутинной мозговыми оболочками. Твёрдая мозговая оболочка — прочное соединительнотканное образование, имеющее наружную и внутреннюю поверхности. Наружная поверхность шероховатая, богата сосудами. В позвоночном канале отделяется от стенок канала эпидуральным пространством, заполненным жировой клетчаткой и внутренним венозным позвоночным сплетением; в межпозвоночных отверстиях срастается с надкостницей и формирует влагалища для спинномозговых нервов. В черепе твёрдая мозговая оболочка непосредственно прилежит к костям, срастаясь с надкостницей костей основания черепа и швами свода черепа. Внутренняя поверхность твердой мозговой оболочки, обращённая к мозгу — гладкая, блестящая, покрыта эндотелием. Между ней и паутинной оболочкой располагается узкое субдуральное пространство, заполненное небольшим количеством жидкостного содержимого. Отростками твёрдой мозговой оболочки являются: Большой серповидный отросток, Малый серповидный отросток, Намёт мозжечка (палатка мозжечка), Диафрагма турецкого седла.
Паутинная оболочка имеет вид тонкой паутины, образованной соединительной тканью, содержит большое количество фибробластов. От паутинной оболочки отходят множественные нитевидные ветвящиеся тяжи (трабекулы), которые вплетаются в мягкую мозговую оболочку. С обеих сторон паутинная оболочка покрыта глиальными клетками. Паутинная оболочка образует ворсинчатые выросты — пахионовы грануляции, выпячивающиеся в просвет венозных синусов, сформированных твёрдой мозговой оболочкой, а также в кровеносные и лимфатические капилляры у места выхода корешков черепных и спинномозговых нервов из полости черепа и позвоночного канала. Посредством грануляций происходит реабсорбция ликвора через слой глиальных клеток и эндотелий синуса в венозную кровь. С возрастом количество и размеры ворсинок увеличиваются.
Мягкая мозговая оболочка — внутренняя, прилежащая к мозгу мозговая оболочка; одна из трёх оболочек, окружающих головной и спинной мозг. Плотно прилегает к наружной поверхности мозга, заходя во все щели и борозды. Состоит из рыхлой соединительной ткани, в толще которой располагаются питающие мозг кровеносные сосуды.
Мозговые оболочки защищают нежное вещество мозга от механических повреждений. Они образуют межоболочечные пространства: между твердой и паутинной оболочками и между паутинной и сосудистой оболочками. В этих пространствах циркулирует спинномозговая жидкость, которая является внешней гидростатической средой для ЦНС и выводит продукты обмена веществ. При участии сосудистой и паутинной оболочек формируются сосудистые сплетения желудочков мозга, а твердая мозговая оболочка формирует венозные синусы.
Спинномозгова?я жидкость, цереброспина?льная жидкость, ли?квор — жидкость, постоянно циркулирующая в желудочках головного мозга, ликворопроводящих путях, субарахноидальном (подпаутинном) пространстве головного и спинного мозга. Основной объём цереброспинальной жидкости образуется путём активной секреции железистыми клетками сосудистых сплетений в желудочках головного мозга. Весомый вклад в формирование ликвора вносит глимфатическая система во время сна. Другим механизмом образования цереброспинальной жидкости является пропотевание плазмы крови через стенки кровеносных сосудов и эпендиму желудочков. 15.Функциональная анатомия спинного мозга (сегментарное строение, мозговые оболочки). Спинно?й мозг — орган ЦНС позвоночных, расположенный в позвоночном канале. Внутри спинного мозга имеется полость, называемая центральным каналом. Спинной мозг защищён мягкой, паутинной и твёрдой мозговой оболочкой. Пространства между оболочками и спинномозговым каналом заполнены спинномозговой жидкостью. Пространство между внешней твёрдой оболочкой и костью позвонков называется эпидуральным и заполнено жировой тканью и венозной сетью. Верхняя граница находится на уровне верхнего края I шейного позвонка, нижняя граница — на уровне I — II поясничных позвонков. Длина спинного мозга у взрослого колеблется в пределах от 40 до 45 см, ширина — от 1 до 1,5 см; его масса в среднем составляет 30 г. В верхних отделах спинной мозг без резкой границы переходит в продолговатый мозг. В нижних отделах спинной мозг переходит в мозговой конус, который продолжается в концевую нить. В верхних участках концевой нити имеются элементы нервной ткани, в основном же она представляет собой сращенное твердой мозговой оболочкой соединительнотканное образование. Спинной мозг имеет явную сегментарную организацию. Он обеспечивает связи головного мозга с периферией и осуществляет сегментарную рефлекторную деятельность. На всём протяжении спинного мозга от него отходит с каждой стороны по 31 паре корешков. Отрезок спинного мозга, соответствующий четырём корешкам (по одному переднему и одному заднему с каждой стороны), называют сегментом спинного мозга. Соответственно, всего спинной мозг состоит из 31 сегмента, среди них различают 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных и 5 крестцовых и 1 копчиковый сегмент. 16.Функциональная анатомия спинного мозга (серое и белое вещество). Спинной мозг построен из серого и белого вещества. Серое вещество в спинном мозге занимает центральное положение. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество спинного мозга. На поперечном разрезе спинного мозга серые столбы вместе с серой спайкой имеют форму буквы «Н» или бабочки с расправленными крыльями. Серое вещество спинного мозга состоит главным образом из тел нервных клеток с их отростками, не имеющими миелиновой оболочки. В нём различают две боковые части, расположенные в обеих половинах спинного мозга, и поперечную часть, соединяющую их в виде узкого мостика, — центральное промежуточное вещество. Оно продолжается в боковые части, занимая их середину, как латеральное промежуточное вещество.
Белое вещество представляет собой сложную систему различной протяжённости и толщины миелиновых и отчасти безмиелиновых нервных волокон и опорной нервной ткани — нейроглии, а также кровеносных сосудов, окружённых незначительным количеством соединительной ткани. Нервные волокна в белом веществе собраны в пучки. Белое вещество одной половины спинного мозга связано с белым веществом другой половины очень тонкой, поперечно идущей впереди центрального канала белой спайкой. В составе белого вещества спинного мозга проходят проекционные, составляющие афферентные и эфферентные проводящие пути, а также ассоциативные волокна. Последние осуществляют связи между сегментами спинного мозга и образуют передние, боковые и задние собственные пучки, которые прилегают к серому веществу спинного мозга, окружая его со всех сторон. 17.Симптомы поражения серого и белого вещества спинного мозга. ПОРАЖЕНИЕ СЕРОГО В-ВА: Синдром переднего рога характеризуется периферическим параличом с атрофией мышц, иннервируемых поврежденными мотонейронами соответствующего сегмента - сегментарный или миотомный паралич (парез). Нередко в них наблюдаются фасцикулярные подергивания. Выше и ниже очага мышцы остаются незатронутыми. Ориентировочно при поражении шейного утолщения спинного мозга страдают верхние конечности, а поясничного - нижние. Прерывается эфферентная часть рефлекторной дуги, и выпадают глубокие рефлексы. Избирательно передние рога поражаются при нейровирусных и сосудистых заболеваниях.
Синдром заднего рога проявляется диссоциированным нарушением чувствительности (снижение болевой и температурной чувствительности при сохранности суставно-мышечной, тактильной и вибрационной) на стороне очага поражения, в зоне своего дерматома (сегментарный тип расстройства чувствительности). Прерывается афферентная часть рефлекторной дуги, поэтому угасают глубокие рефлексы. Такой синдром обычно встречается при сирингомиелии.
Синдром передней серой спайки характеризуется симметричным двусторонним расстройством болевой и температурной чувствительности при сохранности суставно-мышечной, тактильной и вибрационной чувствительности (диссоциированная анестезия) с сегментарным распределением. Дуга глубокого рефлекса при этом не нарушается, рефлексы сохранены.
Синдром бокового рога проявляется вазомоторными и трофическими расстройствами в зоне вегетативной иннервации. При поражении на уровне CV- Т возникает синдром Клода Бернара-Горнера на гомолатеральной стороне. Таким образом, для поражения серого вещества спинного мозга характерно выключение функции одного или нескольких сегментов. Клетки, расположенные выше и ниже очагов, продолжают функционировать.
ПОРАЖЕНИЕ БЕЛОГО В-ВА: Синдром задних канатиков характеризуется утратой суставно-мышечного чувства, частичным понижением тактильной и вибрационной чувствительности, появлением сенситивной атаксии и парестезии на стороне очага ниже уровня поражения (при поражении тонкого пучка эти расстройства обнаруживают в нижней конечности, клиновидного пучка - в верхней). Такой синдром встречается при сифилисе нервной системы, фуникулярном миелозе и др.
Синдром бокового канатика - спастический паралич на гомолатеральной очагу стороне, утрата болевой и температурной чувствительности на противоположной стороне на два-три сегмента ниже очага поражения. При двустороннем повреждении боковых канатиков развиваются спастическая параплегия или тетраплегия, диссоциированная проводниковая параанестезия, нарушение функции тазовых органов по центральному типу (задержка мочи, кала).
Синдром поражения половины поперечника спинного мозга (синдром Броун-Секара) заключается в следующем. На стороне поражения развивается центральный паралич и происходит выключите глубокой чувствительности (поражение пирамидного тракта в боковом канатике и тонкого и клиновидного пучков - в заднем); расстройство всех видов чувствительности по сегментарному типу; периферический парез мышц соответствующего миотома; вегетативно-трофичес ие расстройства на стороне очага; проводниковая диссоциированная анестезия на противоположной стороне (разрушение спинно-таламического пучка в боковом канатике) на два-три сегмента ниже очага поражения. Синдром Броун-Секара встречается при частичных ранениях спинного мозга, экстрамедуллярных опухолях, изредка - при ишемических спинальных инсультах (нарушение кровообращения в сулько-комиссуральной артерии, снабжающей одну половину поперечного среза спинного мозга; задний канатик остается незатронутым - ишемический синдром Броун-Секара).
Поражение вентральной половины поперечника спинного мозга характеризуется параличом нижних или верхних конечностей, проводниковой диссоциированной параанестезией, нарушением функции тазовых органов. Этот синдром обычно развивается при ишемическом щипальном инсульте в бассейне передней спинальной артерии (синдром Преображенского).
Синдром полного поражения спинного мозга характеризуется спастической нижней параплегией или тетраплегией, периферическим параличом соответствующего миотома, параанестезией всех видов, начиная с определенного дерматома и ниже, нарушением функции тазовых органов, вегетативно-трофичес ими расстройствами. Дифференциальная диагностика интра- или экстрамедуллярного поражения определяется по характеру процесса развития неврологических расстройств (нисходящий или восходящий тип нарушения). 18.Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Динамика нервных процессов. В основе рефлекторной теории лежат следующие основные принципы:
1. Принцип детерминизма заключается в том, что каждое явление имеет свою причину, определенный толчок, повод для своего развития. Отсюда подлинно научное исследование того или иного явления должно прежде всего выяснить причины его происхождения.
2. Принцип структурности. "Утверждая, что физиологической основой высшей нервной деятельности является образование нервных связей (условных рефлексов), отражающих внешний мир, Павлов вместе с тем приурочивал образование условных рефлексов к структурам и системам мозга, которые в каждом нервном акте вступают в новые функциональные отношения.
3. Принцип анализа и синтеза. Кора больших полушарий принимает бесчисленные раздражения внешнего мира, а также импульсы из внутренней среды (внутренних органов). Это вызывает необходимость вначале дифференцировать комплекс поступивших раздражений, что происходит путем анализа. Вместе с тем для регуляции всех процессов, протекающих в теле, для создания целесообразных форм адаптации к внешней среде необходимо обобщение выделенных анализом раздражений, т.е. синтез. Таким образом, путем анализа нервная связь может делиться на большие дробности. Синтез же вызывает объединение многих связей в целостную функциональную систему. Анализ и синтез являются основным физиологическим механизмом корковой деятельности. В своих опытах И.П. Павлов сочетал методы анализа и синтеза и добивался глубины и всесторонности исследования предмета. 19.Классификация рефлексов. Глубокие и поверхностные рефлексы. Методы исследования. Изменения рефлексов. Рефле?кс — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.
По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы:
По типу образования: условные и безусловные рефлексы.
По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)
По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.
По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также один или несколько промежуточных нейронов и имеют два или несколько синаптических переключений (например, флексорный).
По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающие и усиливающие (облегчающие) его деятельность, тормозные — ослабляющие и подавляющие её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга. По типу рецепторов с которых вызываются рефлексы, различают рефлексы поверхностные, вызываемые с рецепторов кожных покровов и слизистых оболочек, и глубокие, вызываемые с рецепторов мышц, сухожилий, надкостницы, суставов.
ПОВЕРХНОСТНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Корнеальный рефлекс вызывается при осторожном прикосновении ваткой над радужной оболочкой глаза, а конъюнктивальный — в области конъюнктивы глазного яблока. В ответ на это происходит смыкание век.
Глоточный рефлекс вызывается прикосновением шпателем или ложечкой к задней стенке зева. В ответ на это возникают глотательные или рвотные движения. Нёбный рефлекс, или рефлекс с мягкого нёба, вызывается прикосновением шпателем или ложечкой к мягкому нёбу. Ответной реакцией является поднятие мягкого неба и язычка.
Брюшные рефлексы вызываются штриховыми раздражениями кожи живота ниже реберных дуг (верхний брюшной рефлекс), на уровне пупка (средний брюшной), над паховой складкой (нижний брюшной). Ответная реакция выражается в сокращении мыщц брюшного пресса.
Кремастерный, или мошоночный, рефлекс исследуют у мальчиков. При раздражении кожи внутренней поверхности бедра происходит подтягивание кверху яичка с этой стороны.
Анальный рефлекс вызывается уколом кожи около заднего прохода. При этом сокращается его круговая мышца.
Подошвенный рефлекс возникает при штриховом раздражении кожи на наружном крае подошвы по направлению сверху вниз. При этом сгибаются пальцы стопы. Удетей в возрасте до 1,5 года этот рефлекс носит иной характер: в ответ на штриховое раздражение подошвы происходит не сгибание пальцев, а веерообразное их разведение и разгибание — феномен Бабинского. У более старших детей и у взрослых феномен Бабинского наблюдается при повреждении пирамидной системы (разобщение двигательного периферического нейрона с корой головного мозга). ГЛУБОКИЕ РЕФЛЕКСЫ Надбровный рефлекс вызывается ударом молоточка по краю надбровной дуги. Ответная реакция — смыкание век. Нижнечелюстной рефлекс возникает при ударе молоточком по подбородку при слегка открытом рте; в ответ на это происходит поднятие нижней челюсти.
Рефлекс с сухожилия двуглавой мышцы вызывают ударом молоточка по сухожилию двуглавой мышцы при согнутом в локтевом суставе предплечье. При этом происходит сгибание предплечья в локтевом суставе.
Рефлекс с сухожилия трехглавой мышцы, или разгибательно-локтев й, вызывается ударом молоточка по сухожилию трехглавой мышцы; рука при этом должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом. В ответ на раздражение происходит разгибание предплечья.
Пястно-лучевой рефлекс вызывается ударом молоточка по шиловидному отростку лучевой кости. В ответ на это происходят сгибание в локтевом суставе, поворот предплечья кнутри и сгибание пальцев. Наиболее отчетливо выражен поворот предплечья кнутри; остальные реакции непостоянны. Лопаточно-плечевой рефлекс вызывается при ударе молоточком по внутреннему краю лопатки: отмечается приведение и поворот плеча кнаружи.
Глубокие брюшные рефлексы вызываются ударом молоточка по лобку на 1 — 1,5 см справа и слева от сред ней линии (лобковый брюшной рефлекс). В ответ на раздражение сокращается брюшная стенка на соответствующей стороне. Реберно-брюшной рефлекс вызывается ударом молоточка по краю реберной дуги несколько кнутри от сосковой линии. В ответ на это происходит сокращение мышц живота.
Коленный рефлекс вызывается ударом молоточка по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки. При этом нога разгибается в коленном суставе.
Ахиллов рефлекс вызывают ударом молоточка по ахиллову сухожилию. При этом наблюдается подошвенное сгибание стопы.
20.Функциональная анатомия спинномозговых и черепно-мозговых нервов. Нервные сплетения. Исследование функций периферической нервной системы. Черепно-мозговые нервы начинаются в стволовой части мозга, где располагаются их ядра. Исключение составляют обонятельный, слуховой и зрительный нервы, первый нейрон которых располагается вне ствола мозга.
Большинство черепно-мозговых нервов являются смешанными, Т.е. содержат и чувствительные и двигательные волокна, причем в одних преобладают чувствительные, а в других двигательные. Всего имеется двенадцать 12 черепно-мозговых нервов.
1 пара - обонятельный нерв. Начинается в слизистой оболочке носа в виде тонких нервных нитей, которые проходят через решетчатую кость черепа, выходят на основание мозгаи собираются в обонятельную луковицу. От обонятельной луковицы идет вторичный обонятельный путь - обонятельный тракт. Исследуется обоняние набором пахучих веществ.
II пара - зрительный нерв. Зрительный путь (рис. 52) начинается в сетчатке глаза. Сетчатка глаза имеет очень сложное строение, она состоит из клеток, получивших название палочек и колбочек. Эти клетки являются рецепторами, воспринимающими различные световые и цветовые раздражения. Зрительные нервы входят через костное отверстие в полость черепа и проходят по дну основания мозга. На основании мозга зрительные нервы образу ют половинный перекрест - хиазму. Перекресту подвергаются не все нервные волокна, а только волокна, идущие от внутренних половин сетчатки; волокна, идущие от наружных половин, не перекрещиваются. Большая часть нервных волокон зрительного тракта направляется к наружным коленчатым телам, небольшая часть нервных волокон подходит к ядрам передних бугров четверохолмия, к подушке зрительного бугра. Зрительный путь заканчивается в коре затылочной доли, где располагается центральное ядро зрительного анализатора.
III (глазодвигательный нерв), IV (блоковидный нерв) и VI (отводящий нерв) пары нервов осуществляют движения глазного яблока и являются, следовательно, глазодвигателями. По этим нервам идут импульсы к мышцам, двигающим глазное яблоко.
V пара - тройничный нерв выходит из черепа на лицевую поверхность, образуя три ветви: а) глазничную, б) скуловую, в) нижнечелюстную. Первые две ветви являются чувствительными. Они иннервируют кожу верхнего лицевого отдела, слизистые оболочки носа, век, а также глазное яблоко, верхнюю челюсть, десны и зубы. Часть волокон нерва снабжает мозговые оболочки.
Третья ветвь тройничного нерва по составу волокон смешанная. Ее чувствительные волокна иннервируют нижний отдел кожной поверхности лица, передние две трети языка. слизистую оболочку рта, зубы и десны нижней челюсти. Двигательные волокна этой ветви иннервируют жевательные мышцы.
VII пара - лицевой нерв (двигательный) подходит ко все мимическим мышцам лица. в состав лицевого нерва входят секреторные вкусовые волокна.
VIII пара - слуховой нерв начинается во внутреннем ухе двумя ветвями. Первая - собственно слуховой нерв - отходит от спирального нервного узла, расположенного в улитке лабиринта. Вторая ветвь смешанного слухового нерва называется вестибулярным нервом, отходит от вестибулярного аппарата, также расположенного во внутреннем ухе. При выходе из внутреннего уха слуховая и вестибулярная ветви соединяются. Вступив в полость продолговатого мозга, указанные нервы подходят к залегающим здесь ядрам, после чего вновь разъединяются, следуя каждый своим направлением. слуховой нерв заканчивается в задних буграх четверохолмия и внутренних коленчатых телах. От внутренних коленчатых тел начинается третий отрезок слухового пути, который проходит внутреннюю сумку и подходит к височной доле, где расположено центральное ядро слухового анализатора. Вестибулярный нерв, начавшись от скарповского узла и пройдя некоторое расстояние совместно со слуховой ветвью, вступает в полость продолговатого мозга и подходит к угловому ядру. От углового ядра проводники идут к червю мозжечка (зубчатое и кровельное ядра), к спинному мозгу.
IX пара - языкоглоточный нерв включает чувствительные, двигательные, а также секреторные волокна. Языкоглоточный нерв получает начало от четырех ядер, расположенных в продолговатом мозге, некоторые ядра – общие с блуждающим нервом. Эта пара нервов тесно связана с Х парой (блуждающим нервом). Языкоглоточный нерв снабжает чувствительными (вкусовыми) волокнами заднюю треть языка и нёба, вместе с блуждающим нервом иннервирует среднее ухо и глотку. Двигательные волокна этого нерва с местно с ветвями блуждающего нерва снабжают мускулатуру глотки. Секреторные волокна иннервируют околоушную слюнную железу.
Х пара - блуждающий нерв отходит от ядер, расположенных в продолговатом мозге, некоторые из ядер общие с IX парой. Блуждающий нерв выполняет ряд сложных функций чувствительного, двигательного и секреторного характера. Так, он снабжает двигательными и чувствительны волокнами мускулатуру глотки (совместно с IX парой) мягкого нёба, гортани, надгортанника, голосовые связки. В отличие от других черепно-мозговых нервов этот нерв выходит далеко за пределы черепа и иннервирует трахею, бронхи, легкие, сердце, желудочно-кишечный тракт и некоторые другие внутренние органы, а также сосуды. Таким разом, дальнейший ход его волокон принимает участие в вегетативной иннервации, образуя парасимпатическую нервную систему.
ХI пара - добавочный нерв, является двигательным нервом. Ядра его заложены в спинном и продолговатом мозге. Волокна этого нерва иннервируют мышцы шеи и плечевого пояса, в связи с чем осуществляются такие движения, как поворот головы, приподнимание плеч, приведение лопаток к позвоночнику.
XII пара - подъязычный нерв. Это двигательные нервы языка, Волокна начинаются от ядра, расположенного на дне ромбовидной ямки. Волокна ХН пары иннервируют мышцы языка, сообщая ему максимальную гибкость и подвижность. 21. Поверхностная и глубокая чувствительность. Методы исследования чувствительности. При исследовании чувствительности основываются на показаниях больных в ответ на те или иные раздражители. При исследовании чувствительности устанавливают характер и границы нарушения. Вначале исследуют поверхностную чувствительность, затем глубокую.
Тактильную чувствительность, или чувство осязания, исследуют путем легкого прикосновения к коже ваткой или кисточкой. Раздражения необходимо наносить не слишком часто и с неравномерными промежутками. Болевую чувствительность определяют с помощью булавки или иглы. Болевые раздражения целесообразно чередовать с тактильными. Температурную чувствительность исследует при помощи прикосновения пробирками с горячей или холодной водой. Раздражения наносят сверху вниз (лицо, шея, руки, туловище, нога), а затем сравнивают чувствительность на симметричных участках левой и правой половины тела.
После изучения поверхностной чувствительности исследуют глубокую (проприоцептивную) чувствительность: суставно-мышечное чувство, вибрационную чувствительность, чувство давления и веса. Суставно-мышечное чувство, или чувство положения и движения, исследуют при помощи пассивных движений в мелких и крупных суставах. Исследование начинают с движений в концевых фалангах пальцев рук и ног. Больной должен распознать направление и локализацию движения. Чувство давления определяют надавливанием пальца. Исследуемый должен отличить прикосновение от давления. Чувство тяжести исследуют с помощью предметов (гирек), накладываемых на вытянутую руку. Ребенок различает разницу в 15 — 20 г. Вибрационную чувствительность исследуют прикладывая ножки вибрирующего камертона к тому или иному участку тела. 22. Кора головного мозга как синтез анализаторов. Корковый анализатор. Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы. Единство аналитико-синтетичес ой деятельности мозга заключается в том, то организм с помощью сенсорных систем различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них. ВНД представляет собой аналитико-синтетичес ую деятельность коры и ближайших подкорковых образований ГМ, которая проявляется в способности выделять из окружающей среды ее отдельные элементы и объединять их в комбинации, точно соответствующие биологической значимости явлений окружающего мира. Физиологическую основу синтеза составляют концентрация возбуждения, отрицательная индукция и доминанта. В свою очередь синтетическая деятельность является физиологической основой первой стадии образования условных рефлексов (стадии обобщения условных рефлексов, их генерализации).
Системность работы мозга выражает его способность к высшему синтезу. Физиологический механизм такой способности обеспечивается следующими тремя свойствами ВНД: а) взаимодействием комплексных рефлексов по законам иррадиации и индукции; б) сохранением следов сигналов, создающих преемственность между отдельными компонентами системы; в) закреплением складывающихся связей в виде новых условных рефлексов на комплексы. Системность создает целостность восприятия.
Мозговой центр или корковый отдел анализатора, по И. П. Павлову, состоит из "ядра" и "рассеянных элементов" (1936). Ядро представляет собой относительно однородную в морфологическом плане группу клеток с точной проекцией рецепторных полей. "Рассеянные элементы" находятся вблизи ядра или на удалении от него и осуществляют элементарный и недифференцированный анализ и синтез поступающей информации.
23. Функциональная асимметрия мозга...
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.