Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 116090
Наименование:
Курсовик Парламентская республика в современном мире
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Правоведение.
Добавлен: 19.04.2019.
Год: 2019.
Страниц: 30.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Институт инноватики
Юридический факультет
Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права по теме: Парламентская республика
Выполнил(а): студент(ка) з-091-б группы
Томск 2019 г. ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………3 1 Понятие республиканской формы правления……….……5 1.1 Сущность формы правления и его виды………..….5 1.2 Республиканская форма правления и его сущность………...10 2 Парламентская республика……….14 2.1 Сущность парламентской республики………14 2.2 Особенности парламентской республики..……….17 3 Парламентская республика в современном мире………..22 3.1 История и развитие парламентской республики………22 3.2 Страны с парламентской формой правления………..22 Заключение………...26 Список исспользованных источников и литературы………29
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Государство выполняет функции управления и помогает развитию жизни общества, которое стремится к созданию условий, необходимых для обеспечения особой формы организации человеческого общества. Государство воспринимается как сложный политический организм, со своим обществом, организациями, учреждениями. Исследования в этой области в разное время занимали многие ученые - правоведы: А.Г. Андреев, А.В. Бошно, И.В. Григорьева, А.А. Иванов, В.П. Иванов, Т.П. Калентьева, В.В. Лазарев, M.Н. Марченко, Н.И. Матузов, С.В. Малко, А.В. Мелехин, Л.А. Морозова, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, В.Н. Хропанюк, А.Ф. Черданцев, Н.В. Черноголовкин, В.А. Четвернин, В.Е. Чиркин и многие другие. Правовые отношения в сфере форм правления являются объектом этой работы. Предметом курсовой работы является парламентская республика. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа содержит решения, которые развивают и дополняют теорию и практику исследования форм обновления. Практическая значимость исследования обусловлена элементами его новизны и заключается в том, что предложения в нем могут найти практическое применение в преподавании курса теории государства и права. Выводы и предложения, содержащиеся в исследовании, призваны способствовать совершенствованию юридического процесса, правовой основы, связанной с вопросами, возникающими в связи с темой исследования, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях, а также в подготовке учебной литературы по соответствующим вопросам. Целью работы является анализ парламентской республики как одной из форм правления. На основании поставленной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и виды форм правления; - рассмотреть концепцию и сущность республиканской формы правления; - изучить парламентскую республику как форму правления. Методы исследования в данной работе: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1 Понятие республиканской формы правления
1.1 Сущность формы правления и его виды
Форма государства – совокупность его признаков, определяемых характером и содержанием деятельности государства. Выделяют две основные формы государства – форму государственного правления и форму государственного устройства. Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные, конфедерации. Унитарные государства – это единые государства, состоящие лишь из административно-терри ориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция. К признакам унитарного государства: существование одноуровневой системы законодательства; подразделение на административно-терри ориальные единицы (АТЕ); существование только одного гражданства. С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида: - Централизованные унитарные государства – отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус. - Децентрализованные унитарные государства – имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ. В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти. Федеративные государства – это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Федерация облагает такими признаками: союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств; наличие двухуровневой системы государственных органов; двухканальная система налогообложения. Конфедерация – временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают следующие виды конфедераций: межгосударственные союзы; содружества; сообщества государств. Форма государственного правления – это способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов между собой и населением. Различают две основные формы государственного правления – республику и монархию. Республика. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подконтрольно и подотчетно, республика подразделяется на президентскую, парламентскую, смешанную. В президентских республиках (США, Аргентина, Боливия, Бразилия, Сирия, Россия и др.) правительство подконтрольно и ответственно перед президентом; в парламентских республиках (Великобритания, Германия, Турция, Италия, Швейцария, Индия, Израиль и др.) – перед парламентом; в смешанных (Франция, Финляндия, Австрия, Польша, Болгария и др.) и перед парламентом, и перед президентом. Парламентская республика. Главной отличительной чертой парламентской республики является формирование правительства не президентом, а парламентом, оно ответственно перед ним. Парламент может выразить правительству свое доверие (вотум доверия) или недоверия (вотум недоверия), распустить его и назначить новые выборы. Правительство обладает исполнительной властью, законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя глава правительства не является главой государства, премьер-министр в действительности является первым лицом в стране (например, премьер-министр Великобритании). Официально главой государства является президент, избираемый либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо народом. Президент в парламентской республике занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительскими функциями, которые почти не отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях (королева Великобритании). Президентская республика. В странах с такой формой правления президент одновременно является главой государства, главой правительства, верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Президент страны избирается не парламентом, а на всеобщих, прямых или косвенных выборах. Он формирует правительство и руководит им. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству и распустить его, но и президент не может распустить парламент, избранный народом. В президентских республиках существует жесткое разделение власти. Вся законодательная власть сосредоточена в руках парламента, а вся исполнительная – в руках президента. Он не имеет права законодательной инициативы. Но президент может оказывать определенное влияние на парламент, высший орган законодательной власти, пользуясь правом вето. В президентской республике правительство отличается стабильностью, а сам президент может быть досрочно отстранен от власти лишь в случае нарушения конституции (импичмент). Президентская республика получила широкое распространение в Латинской Америке, Азии и Африке, в странах с длительными авторитарными традициями. Там эта форма правления нередко вырождается в "суперпрезидентскую республику", в которой вся власть сосредотачивается в руках президента, вышедшего из-под контроля парламента и судебных органов и фактически обладающего полудиктаторскими полномочиями. Смешанная республика. Такая форма правления существует в Австрии, Португалии, Финляндии, Франции. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства, т.е. устанавливается двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Классическим образцом полупрезидентской, полупарламентской республики является Франция, где президент и парламент избираются народом. Президент, избираемый на 7 лет, не несет политической ответственности за свои действия ни перед каким государственным органом и никем не контролируется. Парламент не может сместить президента, а президент имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, но он не имеет права законодательной инициативы. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, обладает правом "вето" на решения парламента, правом объявления войны, единоличного введения чрезвычайного положения, ратификации международных договоров. Президент формирует правительство, утверждает его решения и тем самым контролирует его работу. Деятельность правительства контролируется и парламентом, который может выразить вотум недоверия. Таким образом, в руках президента Франции сосредоточена огромная власть и его полномочия шире, чем права и полномочия президента США. Монархия. Монархия – форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках одного человека (шаха, короля, царя, императора), власть передается по наследству. Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохранилась и сегодня почти в трети странах мира. Монархия бывает абсолютной и конституционной. Абсолютная монархия. Характеризуется отсутствием представительных органов народа, господством монарха, власть которого не ограничена законом. Сегодня в чистом виде таких государств нет. В преобразованном форме абсолютная монархия существует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах. Конституционная монархия. Конституционная монархия – государство, в котором власть монарха, его функции определены и ограничены конституцией. Характерна для таких стран, как Англия, Испания, Япония, Бельгия, Дания, Швеция и др. В таком государстве законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое формируется не монархом, а парламентом и ответственно перед ним. Монарх не имеет права самостоятельно издавать законы. Он в основном является символической фигурой, он "царствует, но не управляет". 1.2 Республиканская форма правления и его сущность
Республиканская форма правления – это форма коллективного правления. Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания, советы и т. п. – имеют сложную структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, принимаемые высшими органами власти – законодательными, представительными, – в большинстве случаев длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре. Принятие же решения осуществляется, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство. При республикансокй форме правления граждане играют большую роль в делах правительства. Республиканская форма правления является одной из самых сильных и эффективных форм правления. Этот тип правления берет свое начало и имя от Римской республики. Многие люди на Западе идеализировали греческую и римскую культуру, так что не удивительно, что республиканская форма правления стала настолько популярной. Поклонники этой формы правлений утверждают, что хорошо жить, когда республика действительно выражает волю своего народа, и она может быть легко изменена, если граждане желают изменений. Главными чертами республиканской формы правления являются: - наличие единого или коллегиального главы государства; - избрание на определенный срок главы государства и других высших органов государственной власти; - осуществление государственной власти на основе указаний народа; - юридическая ответственность главы государства в ситуациях, предусмотренных законом. По оценкам экспертов, около ста тридцати глав государств в современном мире называют президентами, но у некоторых из них есть диктаторские полномочия. В нескольких африканских странах, число переизбрания главы государства не ограничиваются. В связи с этим, они могут быть на вершине своей должности в течение длительного времени. В то же время, региональная политическая традиция в Латинской Америке противоположна африканской. Например, во время Второй мировой войны и до декабря 2005 года тридцать глав государств были заменены в Аргентине и Боливии, Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре и на Гаити. Если мы посмотрим на опыт Китая, мы можем видеть организованную и систематическую передачу суверенитета в условиях недемократической системы, что является очень реальным фактом и даже станет одним из важных фактов ее стабильности. Политическая элита Китая в последние двадцать лет, начиная с середины 80-х годов XX века, ведет построение государственной системы по принципу формализации и институционализации перераспределения и передачи власти. Принцип назначения нового лидера проходит как часть «внутрипартийной демократии». Это позволяет сохранить существующую систему власти, где во главе существует конкуренция между региональными и отраслевыми кланами. Сила республиканской формы правления зависит от вовлеченности людей. В некоторых странах граждане принимают активное участие в выборах. В других странах, люди не так активны, либо из-за отсутствия воли и понимания, либо потому что правительство держит их в состоянии страха или замешательства. Современный человек привык пользоваться благами цивилизации и природы, свободно участвовать во всех видах общественных отношений и вести себя как он хочет, конечно, если его действия не противоречат действующему законодательству. Некоторые зачатки республики можно увидеть в древней Греции. Нам хорошо знакомы такие республиканские элементы, как разделение власти или свободные выборы. На волне буржуазных революций формируются классические компоненты республик, включающие наличие народного суверенитета, оборот высшей власти через избирательную систему и функционирование международной признанной жесткой систему защиты прав человека. Тем не менее, самым большим значением республики до сих пор является осознание места человека в этом мире, его ответственности перед своей семьей и родиной. Именно эта внутренняя свобода может быть носителем своего имени, а также иметь возможность выражать вербально и практически свою позицию. По какой-либо причине – это величайшее достижение буржуазных революций, чьи идеологии потерпели республиканизм, путем компромиссов и массового террора. Такая историческая предпосылка привела к тому, что сегодня подавляющее большинство современных государств имеют республиканскую форму правления. Даже в тех странах, где монархия, воплощенная как форма правительства формально по конституции или другими законами высшего порядка, существуют республиканские механизмы социальной организации, а также определение «несвободные» звучит как оксюморон к Швеции, Норвегии, Бельгии. Помимо субъективных и правовых преимуществ республики мы не можем не отметить его огромное влияние на глобальный прогресс, который сегодня дает нам возможность использовать высокотехнологичные продукты в диапазоне от мобильных телефонов до реактивных самолетов. Появление этих устройств и приборов вряд ли можно было бы ожидать, если бы монархия оставалась в сильных позициях. Ведь свобода мысли и действий заложены в качестве фундаментальной концепции такой формы правления, как республика. Они способствовали появлению весьма полезных для человека изобретений, которые не только предназначены для обеспечения его удобного пребывания в этом мире, но и создали необходимые условия для нормальной жизни отдельного вида. И если сейчас мы проведем эксперимент, возвратимся на несколько лет назад, где была монархия с самодержавием, строгий административный контроль, то с большой долей вероятности мы сможем наблюдать оцепенение технического прогресса, технологического коллапса. Который заставит нас признать, что современные устройства, айфоны, лекарства, бытовая техника и многое другое – венец человеческой мысли. Конечно, можно прогнозировать дальнейшее функционирование подпольных лабораторий, где ученые будут работать, мотивированные их неуемной человеческой природой. Может быть, они будут придумывать что-то новое, но это что-то новое в любом случае не будет общедоступным, так сказать, не сможет попасть на прилавки магазинов, учитывая консервативный стиль монархии. Стоит отметить, что и демократия также должна быть приписана к достоинствам республики. Демократия, как сказал один известный политик, не является лучшей формой организации людей, но лучше на сегодняшний день не придумано. Но, конечно, такие суперлиберальные действия, как гей - парады или однополые браки, которые практикуются в странах Западной Европы и в некоторых североамериканских штатах, не добавляют бонусов к демократии.
2 Парламентская республика
2.1 Сущность парламентской республики
Парламентская республика – это форма правления, при которой значительная роль в организации общественной жизни принадлежит парламенту. Правительство формирует парламент на основе числа депутатов, принадлежащих к тем или иным партиям, имеющим наибольшее число голосов в парламенте. Правительство несет ответственность и имеет право осуществлять контроль над страной. В других случаях, правительство либо уходит в отставку, или по решению главы государства проводит роспуск парламента и последующее назначение новых парламентских выборов. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль над исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение важнейших сфер социально-экономичес ого развития страны, решение внешнеполитических вопросов. Парламентская демократия – политическая система, в которой законодательный орган (парламент) выбирает правительство, премьер - министра, премьера или канцлера вместе с членами кабинета министров – по силе партии, выраженной в выборах; с помощью этой системы, правительство получает двойную ответственность: перед людьми, а также перед парламентом. Глава государства в этих республиках избирается парламентом или специальной коллегией избирателей. Глава государства обладает довольно широким кругом полномочий: - он имеет право распускать парламент; - обнародывает законы; - издает указы; - назначает главу правительства; - является главнокомандующим вооруженными силами и так далее. Глава правительства или председатель совета министров, или премьер-министр, или глава кабинета министров, чаще всего, глава государства несет ответственность за работу в парламенте. Следовательно, парламентская республика является своим родом республиканской формой правления, на основе которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формировании ее органов - присоединение к высшему органу законодательной власти. В этой форме правления президент часто избирается самими парламентариями, например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии, Индии, Германии, Италии и т. д. В то же время есть случаи, когда в этих странах президент избирается не парламентом, а народом. Например в Ирландии, Болгарии, Финляндии и т. д., его полномочия будут ограниченными, а реальная исполнительная власть принадлежит правительству...
Заключение
Ознакомившись с материалом этой работы, можно сделать следующие выводы. Парламентская республика является разновидностью республики с увеличением полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Главой государства в парламентской республике является президент, но в то же время его полномочия, а также полномочия монарха в парламентской монархии весьма ограничены. Президент избирается не гражданами лично, а парламентом или избирательным колледжем на основе парламента. Выбор метода важен, но не является решающим при определении формы правления. Основным критерием является процедура избрания правительства, подотчетность и способы его политической ответственности. Правительство в парламентских республиках формируется при помощи парламентского большинства. Премьер-министр официально избран президентом, но делает это только по согласованию с парламентом. Президент может быть наделен большими полномочиями на основе конституции, но он может осуществлять их только по предложению правительства. Основное число актов президента часто будет иметь силу только в том случае, если есть подпись (контр-подпись) премьер-министра или того члена правительства, в сфере деятельности которого выдается акт. В результате ответственность за осуществление этих действий несет не глава государства, а конкретный министр. В парламентской республике правительство и министры несут ответственность только перед парламентом. Парламенту (с двухпалатной структурой - нижней палате) может быть отказано в доверии правительства. Вотум недоверия заставляет правительство уйти в отставку. Вотум недоверия выражается в форме резолюции порицания, который сами парламентарии делают. Кроме того, на голосование может быть вынесено решение о доверии, которое предполагает обязанность правительства принять законопроект. В тех случаях, когда парламент отказывается доверять правительству, возможен досрочный роспуск парламента и назначение новых выборов. В целях обеспечения стабильности часто предусматривается, что квалифицированное большинство депутатов будет голосовать в вотуме недоверия. В ряде стран (например, в ФРГ) используется конструктивный вотум недоверия: недоверие к главе правительства может быть выражено только в случае одновременного назначения преемника. В современном мире парламентских республик, в его классическом понимании, в мире гораздо меньше, чем президентских.
Список исспользованных источников и литературы
1. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. Учебник / С.С. Алексеев. - М., Норма, 2015. - 496с. 2. Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие / С.В. Бошно. - М., Эксмо, 2017. - 400с. 3. Власенко Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. - М.: Эксмо, 2011. - 416с. 4. Григорьева И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - Тамбов: ТГТУ, 2009. - 304 с. 5. Иванов А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 351 с. 6. Мелехин А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2009. - 640 с. 7. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - 159 с. 8. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. Комарова С.А. - СПб.: Питер, 2016. - 512 с. 9. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. - М.: Знания, 2010. - 160 с. 10. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. - 2 изд. - М.: РИОР, 2009. - 464 с. 11. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. - 3 изд. пер. доп. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА - М.: 2018. - 624 с. 12. Теория государства и права: Учебник / под ред. А.В.Малько. -3-е изд.- М., КонсультантПлюс, 2018. - 400с. 13. Теория государства и права: Учебник для Вузов / Под общ.ред. О.В. Мартышина. - М.: Издательство НОРМА, 2017. - 496 с. 14. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: Юрист, 2018. - 384 с. 15. Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червонюк.- М.: ИНФРА - М.: 2017. - 704 с. 16. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций / А.В. Якушев. - М.: Юрист, 2007. - 192 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.