Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 104775


Наименование:


диплом РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ СО СКАЗКАМИ Е.В. ОСТРИКОВА

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 13.03.2017. Год: 2016. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: 91.87. *

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Е.В. ОСТРИКОВА 6
1.1 Из опыта работы по развитию творческих литературных способностей учащихся 6
1.2 Литературное творчество школьников 10
1.3 Условия формирования творческих способностей при изучении сказок в начальных классах 19
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СКАЗОК Е.В. ОСТРИКОВА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33


ВВЕДЕНИЕ
Смена приоритетов в обучении, произошедшая в последние десятилетия - от знаний к способам их получения, от эмпирического типа мышления к теоретическому - влечет за собой и новые подходы к организации всего процесса обучения.
Серьезное место в этом процессе занимают уроки литературного чтения. Общеизвестна роль художественной литературы в воспитании ребенка. Она является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Значимость уроков литературного чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и развивающие задачи, в том числе развитие творческих способностей, что немыслимо без работы со сказкой, которая является ведущим и любимым жанром младшего школьника.
Однако, как показывает исследования, современные дети плохо знают сказки.
С творчеством писателей родного края подрастающее поколение вообще мало знакомо. Из 28 опрошенных ни один человек не назвал ни одной фамилии писателей Болотнинского района, и так же ни один не смог рассказать об их творчестве.
Причиной такого низкого уровня знаний по данному вопросу является малое количество доступной литературы, недостаточная пропаганда творчества местных авторов на местном телевидении и в печати.
В нашем городе много людей, которые пишут стихи, рассказы, сказки. Это Сергей Мелеков, в творчестве которого одно из ведущих мест отведено природе.
Ветер бил насквозь наготу берез
И застрял в хвое сосен.
Ольга Сакадынская - поэтесса, чьи проникновенные стихи о любви никого не оставляют равнодушными:
Всё позабыть, что было,
Клятвы, мольбы о встрече,
И
Твои обманные речи.
Гражданская лирика Галины Воробей вся о России: «За Русь - Отечество душа моя болит».
В детскую литературу самый серьезный вклад сделал Е.В. Остриков.
У Е.В. Острикова (1931-2007) в 2005 году вышла книга «Прелести детства», в которую входят стихи, песни, пьесы и самое главное - сказки. Ведь мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события. Детей привлекает сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Сказки Е.В. Острикова позволяют не только познакомить детей с природой родного края, которую очень красочно описывает Евгений Васильевич, с проблемами нашего современного мира, эти сказки дают большую возможность для развития творческих способностей детей. Младший школьный возраст является критическим или переходным: это возраст нарушенного детского равновесия организма и ненайденного еще равновесия организма взрослого. Массовой формой деятельности, дающей хорошие результаты, является литературное творчество. И лучше всего ребенку удается себя проявить через сказку, через выдуманный мир. Младшие школьники с интересом рассказывают сказки, пересказывают их, с удовольствием иллюстрируют их, занимаются инсценированием, кукольным театром и сами начинают писать сказки.
Составление сказок благотворно влияет на развитие связной речи и творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства. С помощью составления сказок ребята учатся излагать свои мысли как письменно, так и устно.
Используя творческие работы, учитель успешно реализует основной педагогический принцип современной школы - принцип развивающего обучения. И помочь в этом учителю призвана сказка, как излюбленный жанр детской литературы.
Однако сокращены уроки литературного чтения, совсем не ведутся уроки внеклассного чтения, у учителя нет основы для организации занятий по изучению, например, сказок Е.В. Острикова, так как литературоведческого анализа этих сказок никто не проводил.
Проблема: Как планировать развитие творческих способностей младших школьников при работе со сказками? Где найти время? Какие методы использовать?
Объект: Процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет: Работа со сказками Е. В. Острикова, как способ развития творческих способностей младших школьников.
Цель: составить учебно-методический комплекс для изучения сказок Е.В. Острикова с использованием творческих приемов работы.
Задачи:
· Изучить опыт работы по развитию, и условия развития творческих способностей младших школьников
· Проанализировать сказки Е. В. Острикова
· Спланировать и провести занятия литературного кружка по изучению сказок Е.В. Острикова
Описать Процесс развития творческих способностей учащихся литературного кружка.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, анализ понятийно-терминолог ческой системы
Эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент





1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ Е.В. ОСТРИКОВА

1.1 Из опыта работы по развитию творческих литературных способностей учащихся

Замечательный опыт пробуждения детского литературного творчества крестьянских детей описал Л.Н. Толстой на основании личного опыта. В своей статье «Кому у кого учиться писать - крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» этот великий писатель пришел к парадоксальному, с первого взгляда, выводу, что именно нам, взрослым, и даже великому писателю, каким он был сам, следует учиться писать у крестьянских ребят, а не наоборот. Этот опыт пробуждения литературного творчества у крестьянских ребят чрезвычайно наглядно показывает, как происходит процесс литературного творчества у ребенка, как он зарождается и протекает и какую роль при этом может играть педагог, желающий помочь правильному развитию этого процесса. Сущность этого открытия Толстого заключается в том, что он заметил в детском творчестве такие черты, которые присущи только этому возрасту, и понял, что настоящей задачей воспитания и является не скороспелая прививка детям языка взрослых, а помощь ребенку в выработке и формировании собственного литературного языка.
На основании своего опыта Л.Н. Толстой делает следующее предложение: по его мнению, для того, чтобы воспитать литературное творчество у детей, нужно давать им только стимулы и материал для творчества. «Ему от меня нужен только материал для того, чтобы пополняться гармонически и всесторонне. Как только я дал ему полную свободу, перестал учить его, он написал такое поэтическое произведение, которому подобного не было в русской литературе. И потому, по моему убеждению, нам нельзя учить писать и сочинять, в особенности поэтически сочинять, вообще детей и в особенности крестьянских! Все, что мы можем сделать - это научить их, как браться за сочинительство.
Ежели то, что я делал для достижения этой цели, можно назвать приемами, то приемы эти были следующие. Первое: предлагать самый большой и разнообразный выбор тем, не выдумывая их собственно для детей, но предлагать темы самые серьезные и интересующие самого учителя. Второе: давать читать детям детские сочинения, и только детские сочинения предлагать за образцы. Третье (особенно важно): никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечания ни об опрятности тетрадей, ни о каллиграфии, ни об орфографии, ни, главное, о постройке предложений и о логике. Четвертое: так как в сочинительстве трудность заключается не в объеме или содержании, а в художественности темы, то постепенность тем должна заключаться не в объеме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела...»
Как ни поучителен опыт Л. Н. Толстого, однако в толковании этого опыт сказались та идеализация детского возраста и то отрицательное отношение к культуре и художественному творчеству, которые отличали его религиозно-нравствен ое учение в последний период его жизни. Согласно реакционному учению Толстого: «Идеал наш сзади, а не впереди. Воспитание портит, а не исправляет людей; учить и воспитывать ребенка нельзя и бессмысленно по той простой причине, что ребенок стоит ближе меня, ближе каждого взрослого к тому идеалу гармонии, правды, красоты и добра, до которого я, в своей гордости, хочу возвести его. Сознание этого идеала лежит в нем сильнее, чем во мне».
Это давно оставленный в науке отголосок учения Руссо. «Человек родится совершенным, - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным.- Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
В этом неправильном взгляде на совершенство природы ребенка заключена и вторая ошибка, которую делает Толстой по отношению к воспитанию. Если совершенство лежит не впереди, а позади, то совершенно логично отрицать всякое значение, смысл и возможность воспитания. Однако стоит только отказаться от первого, не подтвержденного фактами утверждения, как становится совершенно ясным, что воспитание вообще и воспитание литературного творчества у детей в частности не только оказывается возможным, но и совершенно неизбежным. Легко заметить, что то, что Толстой проделал с крестьянскими ребятами, иначе, как воспитанием литературного творчества, назвать нельзя. Он разбудил в детях совершенно неведомый им до того способ выражения своего опыта и своего отношения к миру, он вместе с ребятами строил, сочинял, комбинировал, заражал их волнением, дал им тему, направил в основном весь процесс их творчества, показал им приемы этого творчества. Но это и есть воспитание в точном смысле этого слова.
Правильное и научно понятое воспитание вовсе не означает искусственного привития детям извне совершенно чуждых им идеалов, чувств или настроений. Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь этому развиться и направить это развитие в определенную сторону. Все это и проделал Толстой с теми детьми, о которых он рассказывает.
Для нас сейчас важна не общая теория Толстого о воспитании, нас интересует сейчас то прекрасное описание пробуждения литературного творчества, которое дает на этих страницах Толстой.
Чрезвычайно замечателен тот факт, что сочинения крестьянских детей, восхитившие Толстого, представляют собою образцы устного творчества этих детей. Дети рассказывали, а Толстой записывал, и в его записи запечатлелась вся прелесть живой устной речи ребенка, в тех же рассказах проявилась и та сторона детского творчества, которую некоторые авторы называют синкретизмом и которая выражается в том, что творчество ребенка еще не строго дифференцированно ни по различным видам искусства, ни по различным формам литературы; элементы поэзии, прозы и драмы соединяются в произведении ребенка в одно целое.
Описываемый Толстым процесс творчества детей очень близок по форме к драматическому творчеству. Ребенок не только диктовал рассказ, но и изображал и играл сам действующих лиц в этом рассказе. В этой связи устного литературного твор...


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова К.А. Еще раз о работе с текстом на уроках чтения. Начальная школа, 2001. - №6. - С.18-20.
2. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986.
3. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности, - М., «Молодая гвардия», 1997. - 416 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте, М.: Просвещение, 1991.
5. Голубева Т.Н. Способности и склонности: комплексные исследования / В.В. Печенков, Е.П. Гусева. - М.: Педагогика, 1989. - 200 с.
6. Кармаева К.О. О литературном творчестве школьников, - М., Академия педагогических наук РСФСР. 1962. - 78 с.
7. Кустарева В.А. Методика русского языка для школьных педагогический училищ, - М., «Просвещение», 1982. - 306 с.
8. Нефедова З.Ф. Детская литература: учебное пособие, - М., Издательский центр «Академия», 1997. - 58 с.
9. Осиева Ю.П. Уроки прошлого. Учитель, 2003. - №2. - С. 83-86.
10. Остриков Е.В. Прелести детства: сказки, пьесы, стихи для детей, - Новосибирск: РИЦ НПО Союза писателей России, 2005. - 160 с.
11. Остриков Е.В. Сибирская глубинка: рассказы, миниатюры, очерки, детективные повести, - Новосибирск: РИЦ НПО Союза писателей России, 2006. - 204 с.
12. Остриков Е.В. Снег на ладонях земли, - Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2003. - 152 с.
13. Поливанова Т.Ю. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста. Вопросы психологии, 1994. - №5. - С. 36-48.
14. Полозова Т.Д. Литература для детей и детское творчество. Начальная школа, - М., 1997. - №7. - С. 64-67.
15. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии, - СПб.: речь, 2004. - 224 с.
16. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов, - М., «Просвещение», 1974. - 167 с.
17. Шаронин Ю.Д. От литературного творчества к литературному чтению. Начальная школа: плюс до и после. 2004. - №3. - С. 60-62.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.