Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 114745
Наименование:
Диплом Разработка процесса восстановления распределительных валов дизелей ЯМЗ-238НБ
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Машиностроение.
Добавлен: 21.12.2018.
Год: 2013.
Страниц: 90.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный аграрный университет» Инженерный факультет Заочная форма обучения Кафедра технологии металлов и ремонта машин
Екатеринбург 2013
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Уральский государственный аграрный университет»
Инженерный факультет "УТВЕРЖДАЮ" Заочная форма обучения Зав.кафедрой___ Кафедра ТМ и РМ "___"___ 2013 г. ЗАДАНИЕ на дипломное проектирование студента 1.Тема: ”. утверждена приказом по академии №__от «__» ___ 2013 г. 2. Срок сдачи студентом законченного проекта «11» июня 2013 г. 3. Исходные данные к проекту: - Паспорт ЗАО «Белоярский авторемонтный завод». - Научно-техническая литература. ? Реферат
Дипломный проект: 108 с., 5 рис., 14 табл., 24 источников, 9 листов чертежей и плакатов. МЕХАНИЧЕСКОЕ ИЗНАШИВАНИЕ, СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, КОПИР, КОПИРОВАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. В дипломном проекте рассмотрены характерные для данной детали дефекты, проведён анализ износного состояния шеек и кулачков распределительного вала двигателя ЯМЗ 238 НБ, что позволило определить процент деталей подверженных ремонту и восстановлению. При рассмотрении существующих способов восстановления был произведён выбор и обоснование способа износ опорных шеек: контактной приваркой металлической ленты, износ кулачков: газопорошковой наплавкой, как наиболее рационального. С учётом имеющегося на ЗАО «Белоярском авторемонтном заводе» оборудования, разработан маршрутный технологический процесс восстановления. На основании расчётов спроектирован участок по восстановлению распределительных валов двигателя ЯМЗ 238 НБ, рассмотрены вопросы об охране труда, охране окружающей среды, рассчитаны освещение, вентиляция, средства противопожарной защиты. Проведённый технико-экономически анализ показал целесообразность внедрения на ЗАО «Белоярский авторемонтный завод» участка по восстановлению распределительного вала двигателя ЯМЗ 238 НБ. Годовой экономический эффект составляет 200725 руб., срок окупаемости 1,56 года. Проект отвечает требованиям экологичности, обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве и в чрезвычайных ситуациях. !!!---Внимание графический материал (чертежи) отсутсвует---!!!? Содержание
Введение 8 1 Характеристика предприятия 10 2 Конструкторско-техно огическая характеристика и анализ условий работы распределительного вала дизеля ЯМЗ-238НБ 14 3 Анализ износного состояния 19 4 Анализ способов восстановления и выбор оптимального способа 37 4.1 Анализ способов устранения дефектов 37 4.2 Технико-экономическо обоснование целесообразности восстановления 42 5 Технологический процесс восстановления распределительного вала дизеля ЯМЗ-238НБ 46 5.1 Схема технологического процесса 46 5.2 Технологический процесс восстановления 47 5.3 Расчёт режимов и нормирование операций технологического процесса восстановления 52 6 Расчёт основных параметров участка по восстановлению распределительных валов дизеля ЯМЗ–238НБ 62 7 Копировальное устройство для механической обработки распределительных валов ЯМЗ–238НБ 67 7.1 Назначение и конструкция копира 67 7.2 Расчёт конструкции на изгиб 68 7.2.1 Определим силу резания 68 7.2.2 Эпюра моментов и поперечной силы резания 70 7.3 Расчет экономической эффективности копировального устройства 70 8 Безопасность жизнедеятельности 74 8.1 Анализ состояния охраны труда на ЗАО «Белоярский авторемонтный завод» 74 8.1.1 Рекомендации по обеспечению безопасности жизнедеятельности 76 8. 2. Производственная санитария и гигиена труда 78 8. 2. 1 Расчёт искусственного освещения на участке 78 8. 2. 2 Расчет естественного освещения 79 8.3 Техника безопасности 79 8. 3. 1 Расчет заземлительного устройства 81 8.4 Пожарная безопасность 82 8.4.1 Молниезащита 83 8.5 Жизнедеятельность в чрезвычайных ситуациях 84 8.5.1 Действие персонала предприятия в чрезвычайной ситуации 85 9 Охрана окружающей среды 89 9.1Охрана природы в современных условиях развития народного хозяйства 89 9.2Анализ природоохранной деятельности и рекомендации 93 9.3 Экологическая экспертиза внедренной разработки 95 10 Расчет экономической эффективности проекта 97 10.1 Определение себестоимости восстановления распределительного 9 вала двигателя ЯМЗ–238НБ 97 10.1.1 Основная заработная плата производственным рабочим на восстановление распределительного вала 97 10.1.2 Затраты на ремонтные материалы 98 10.1.3 Стоимость ремонтного фонда 98 10.2 Расчет общепроизводственных расходов 99 10.3 Определение общехозяйственных расходов 101 10.4 Технико-экономически показатели проекта 102
Введение
Многолетний опыт работы специализированных ремонтных предприятий показал, что значительным источником экономии трудовых, материальных, топливно-энергетичес их ресурсов, а также частичного удовлетворения потребностей автотракторного парка в запасных частях является восстановление деталей. Действительно, при восстановлении сокращается объём технологических операций в 5-8 раз по сравнению с изготовлением новых одноимённых изделий. А стоимость восстановленных деталей на 30-50% ниже затрат на производство новых аналогичных изделий. В настоящее время ремонтно-обслуживающ я база АПК претерпевает кардинальные изменения, которые в первую очередь касаются недостаточного её финансирования, а как следствие этого простои ремонтного производства. На многих ремонтных предприятиях Свердловской области оборудование морально и физически устарело, а на закупку нового не у всех хватает денежных средств, хотя это того стоит, т.к. восстановление деталей и машин в целом на много дешевле, чем покупка новых. Причём не в каждом хозяйстве хватает средств на покупку новой техники, что говорит о том, что восстановление целесообразно из экономических соображений. Но, чтобы производить качественный ремонт и восстановленные детали были долговечнее, требуется специальное высокоточное оборудование, разработка передовых технологий восстановления и, естественно, главенствующим является человеческий фактор, т.е. квалифицированные рабочие-ремонтники, умеющие и знающие, правильно применяющие свои знания и опыт в данной области. Предприятиями России выпускается огромное количество разнообразной техники, оснащённой всевозможными модификациями распределительных валов, являющихся одной из основных деталей двигателя. По видам машин распределительные валы могут быть подразделены на тракторные, автомобильные, комбайновые и т.д. По своему назначению в работе двигателя распределительный вал служит для своевременного открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов. В процессе работы вал подвергается значительным ударным нагрузкам, трению, что приводит к довольно быстрому его износу, потере точности и частичной потере запаса прочности. Следовательно, при ремонте распределительного вала восстанавливают необходимую точность размеров, форму и др. параметры, влияющие на качество работы вала. Целью данного дипломного проекта является разработка наиболее перспективного и полно отвечающего техническим требованиям технологического процесса восстановления распределительных валов дизелей ЯМЗ-238НБ. А для этого нужно знать технологическую характеристику детали, материал, из которого она изготовлена и свойства этого материала. И для наиболее правильного выбора способа восстановления нужно тщательно изучить опыт ведущих ремонтных предприятий, проанализировать нормативно-технологи ескую документацию и соответствующую литературу. ? 1 Характеристика предприятия
В 1934 году Белоярский авторемонтный завод был основан для капитальных ремонтов двигателей и агрегатов для автомобилей «БЮССИНГ», а с 1937 года перешел на капитальный ремонт двигателей отечественных автомобилей ЗИС-5,ЯГ-6 которые к этому времени освоила наша промышленность. В годы отечественной войны –416 человек ушли на фронт. Оставшиеся на заводе, работая по полторы- две смены, с честью выполнили задание ГКО по обеспечению фронта ремонтом двигателей и агрегатов автомобилей ЗИС-5 и изготовлением деталей первых РС. После войны завод возвратился к капитальному ремонту двигателей и агрегатов ЗИС-5. С 1949 года, после появления отечественных дизельных двигателей на автобусах, завод освоил капитальный ремонт двигателей и агрегатов ЗИЛ-154 и ЯАЗ-204. В 1960году после окончания реконструкции завод производит капитальный ремонт двигателей и агрегатов автомобилей МАЗ-200-205. За досрочное выполнение социалистических обязательств, освоение капитального ремонта новых современных двигателей и агрегатов ЗИЛ-130, ЯМЗ-236, МАЗ-500, за внедрение передовой техники в области капитального ремонта и технологии в ремонтное производство, коллектив завода награжден Юбилейной Ленинской Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР и ВЦСПС. Вместе со всей промышленностью страны завод прошел срезные испытания за годы рыночных реформ, сумев сохранить свой основной профиль,- капитальный ремонт двигателей и агрегатов для основных марок отечественных грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и спецтехники, и безусловно кадры и доброе имя. В настоящее время завод обладает всем необходимым парком станков для качественного капитального ремонта двигателей и агрегатов:ЗИЛ-130, 138, 375, ЯМЗ-236, 238, 238Ф, 238П. КамАЗ-740, КамАЗ ЕВРО,Д-245, 260, 440, 140, 240. Ремонт коробок передач и ремонт компрессоров, а далеко неполный список выполняемых работ выглядит так: Капитальный ремонт двигателей ЗИЛ-130 (508.1000400) Капитальный ремонт двигателей ЗИЛ-138 (5085.1000400) Капитальный ремонт двигателей ЗИЛ-375 (509.1000401) Капитальный ремонт двигателей ЯМЗ-236 Капитальный ремонт двигателей ЯМЗ-236 НЕ Капитальный ремонт двигателей ЯМЗ-238 Капитальный ремонт двигателей ЯМЗ-238Ф Капитальный ремонт двигателей КамАЗ-740.10 ГЯ Капитальный ремонт двигателей КамАЗ-740.03.10 (турбо) Капитальный ремонт двигателей КамАЗ-740-11-240 (Евро-1) Капитальный ремонт двигателей КамАЗ-740-13-260 (Евро-2) Капитальный ремонт двигателей А-01 Капитальный ремонт двигателей А-41 Капитальный ремонт двигателей СМД-14 Капитальный ремонт двигателей СМД-17,22 Капитальный ремонт двигателей СМД-62 Капитальный ремонт двигателей Д-20,21 Капитальный ремонт двигателей Д-144 Капитальный ремонт двигателей Д-240,243 Капитальный ремонт двигателей Д-245 Капитальный ремонт двигателей Д-260 Капитальный ремонт двигателей Д-440 Капитальный ремонт КПП ЗИЛ-130 Капитальный ремонт КПП ЯМЗ-236 Капитальный ремонт КПП ЯМЗ-238А Капитальный ремонт Компрессора ЗИЛ-130 Капитальный ремонт Компрессора МАЗ-500 Капитальный ремонт двигателей ГАЗ-53,66 Капитальный ремонт двигателей ГАЗ-52 Капитальный ремонт двигателей ЗМЗ-402 Капитальный ремонт двигателей УМЗ-421,417 Снятие, установка двигателя ЗИЛ-130, ЗИЛ-375, ЗИЛ-138 Снятие, установка двигателя ЯМЗ-236 Снятие, установка двигателя ЯМЗ-238 Снятие, установка двигателя ЯМЗ-238 Ф Снятие, установка двигателя КАМаЗ-740 Снятие, установка двигателя УМЗ Снятие, установка двигателя ЗМЗ Снятие, установка двигателя ПАЗ Снятие, установка КПП ЗИЛ-130 Шлифовка коленчатых валов двигателей ЗИЛ-130 Шлифовка коленчатых валов двигателей ЯМЗ-236 Шлифовка коленчатых валов двигателей Шлифовка коленчатых валов двигателей ЯМЗ-238Ф Шлифовка коленчатых валов двигателей КАМаЗ-740 Шлифовка коленчатых валов двигателей ЗИЛ-645 Шлифовка коленчатых валов двигателей Д-240 Шлифовка коленчатых валов двигателей Д-245 Шлифовка коленчатых валов двигателей Д-160 Шлифовка коленчатых валов двигателей А-01 Шлифовка коленчатых валов двигателей ЗМЗ-402 Шлифовка коленчатых валов двигателей УМЗ-421 Шлифовка коленчатых валов двигателей ГАЗ-52 Шлифовка коленчатых валов двигателей ЗМЗ-53 Расточка втулок распределительного вала блока цилиндров ЗИЛ-130, 375 Расточка втулок распределительного вала блока цилиндров КамАЗ-740 Расточка втулок распределительного вала блока цилиндров ЯМЗ-236 Расточка втулок распределительного вала блока цилиндров ЯМЗ-238 Расточка втулок распределительного вала блока цилиндров ЗМЗ-53 Расточка постелей блока цилиндров ЗИЛ-130, 375 Расточка постелей блока цилиндров КАМаЗ-740 Расточка постелей блока цилиндров ЯМЗ-236, 238 Расточка постелей блока цилиндров ЗМЗ-53 Балансировка коленчатого вала ЗИЛ-130 Балансировка коленчатого вала ЗИЛ-375 Расточка и хонинговка гильзы ЗИЛ-130 Расточка и хонинговка гильзы ЗИЛ-375 Ремонт головки блока цилиндров ЗИЛ-130 Ремонт головки блока цилиндров ЗИЛ-375 Шлифовка поверхности головки блока цилиндров ЗИЛ-130 Шлифовка поверхности головки блока цилиндров ЗИЛ-375 Испытание двигателей ЗИЛ-130 Испытание двигателей ЗИЛ-375 Испытание двигателей ЗИЛ-138 Испытание двигателей ЯМЗ-236 ? 2 Конструкторско-техно огическая характеристика и анализ условий работы распределительного вала дизеля ЯМЗ-238НБ
По литературным данным для распределительных валов характерны следующие дефекты, которые занесены в таблицу 2.1 Таблица 2.1- Дефекты, характерные для распределительных валов дизеля ЯМЗ-238НБ Наименование дефекта Размеры, мм Заключение по чертежу допустимые в сопряжении с деталями бывшими в эксплуатации новыми 1 2 3 4 5 1. Трещины, изломы Не допускаются браковат 2. Повреждение резьбы отверстия М27?2 Не допускается ремонтир вать 3.Износ впускных и выпускных кулачков по высоте 42,2 ±0,05 41,50 41,50 ремонти овать 4. Биение 2-й,3-й,4-й опорных шеек относительно 1-й и 5-й шеек 0,03 0,05 0,05 р монтировать
5. Износ опорных шеек -0,065 53,3 -0,105 53,13 53,03 ремонтировать 7. Износ шейки под зубчатое колесо (проверять при ослаблении посадки или выбраковке колеса) +0,052 36 +0,035 36,03 36,03 р монтировать 8. Износ шпоночного паза по ширине (проверять при ослаблении посадки или выбраковке колеса) -0,010 6 -0,055 6,02 6,02 ремо тировать Распределительный вал двигателя ЯМЗ–238НБ расположен в головке блока цилиндров. Он состоит из пяти опорных шеек и восьми впускных и восьми выпускных кулачков. В процессе эксплуатации распределительный вал с конструктивно заложенной малой жёсткостью подвергается действию переменных, разнесённых по длине нагрузок, причём каждая нагрузка прилагается с угловым смещением по отношению к другой и при ограниченной подаче смазки на трущиеся поверхности. Вследствие чего материал вала подвергается воздействию повышенных температур, что способствует отпуску металла, уменьшению твёрдости рабочих поверхностей, а это в свою очередь влечёт за собой снижение долговечности.
Рисунок 2.1- Эскиз распределительного вала дизеля ЯМЗ–238НБ Двигатель: ЯМЗ–238НБ Обозначение: 238–1006015–Г2 Количество на двигатель: 1 Материал: Сталь 45 ГОСТ 1050–88 Масса: 8,120 Твердость цилиндрических поверхностей опорных шеек (на глубине 2–5 мм): HRC 54–62 Твёрдость поверхностей опорных шеек (на глубине 2–5 мм): HRC 54–62 Переменные, разнесённые по длине вала нагрузки, приводят к тому, что вал работает не только на изгиб, но и на кручение. Условия работы вызывают механический усталостный износ рабочих поверхностей кулачков и опорных шеек, а также возможно изменение их геометрической формы. В сопряжении кулачок-толкатель возникают значительные удельные контактные давления от 20 до 400 МПа, которые являются причиной износа кулачков распределительного вала... ? Заключение
В данном дипломном проекте в соответствии с поставленной задачей разрабатывался технологический процесс восстановления распределительного вала дизеля ЯМЗ–238НБ для ЗАО «Белоярский авторемонтный завод». А в процессе его разработки было проведено несколько анализов, расчетов, подтверждающих целесообразность восстановления распределительных валов. По проекту можно сделать следующие выводы: 1. На основании проведённого анализа условий работы распределительного вала и рассмотренной его конструкторско-техно огической характеристикой были выявлены основные дефекты, характерные для распределительных валов дизелей ЯМЗ–238НБ. Наиболее часто возникающие дефекты – это износ впускных и выпускных кулачков по высоте и износ опорных шеек распределительного вала. 2. Далее был проведён анализ износного состояния опорных шеек и кулачков 45-ти распределительных валов, взятых из ремонтного фонда. В итоге данного анализа выявлено количество деталей годных к дальнейшей эксплуатации без ремонта и количество деталей требующих ремонта. 3. Проведя анализ износного состояния, был рассмотрен каждый дефект распределительного вала в отдельности и выбран наиболее оптимальный способ восстановления данного дефекта. А в частности, для часто возникающих дефектов, рассмотренных выше, выбраны следующие способы устранения: – для износа опорных шеек – способ электроконтактной приварки стальной ленты из стали 50 ХГФА; – для устранения износа кулачков по высоте – газопорошковая наплавка порошком ПГ-10Н-01. Здесь же проводилось краткое предварительное технико-экономическо обоснование целесообразности восстановления данными способами, что дало положительный результат. 4. И на основании проведённых, вышеуказанных анализов выбран технологический процесс восстановления распределительного вала. Разработан технологический маршрут на восстановление, рассмотрена каждая его операция в отдельности, выбраны режимы и рассчитаны нормы времени на каждую операцию, а также выбрано оборудование для осуществления данного технологического процесса, что впоследствии было учтено в экономической части проекта. 5. Естественно валы нужно где-то восстанавливать, для чего и был разработан участок восстановления, рассчитана площадь участка, позволяющая наиболее рационально разместить выбранное оборудование для выполнения годовой программы восстановления распределительных валов в количестве 500 шт. 6. В конструкторской части проекта было разработано копировальное устройство для механической обработки кулачков распределительных валов ЯМЗ–238НБ. 7. Проведённый анализ состояния охраны труда и охраны природы на ЗАО «Белоярский авторемонтный завод» показал, что работы по этим мероприятиям поставлены хорошо, своевременно проводятся инструктажи по технике безопасности с работающими на предприятии. В разделе "Охрана труда" рассчитано естественное и искусственное освещение на участке восстановления распределительных валов, рассчитаны способы защиты от воздействия токоведущих частей установок. 8. При проведении технико-экономическо о расчёта цена нового распределительного вала была принята в размере 1200 руб. Рассчитан годовой фонд заработной платы, который составил 32870 руб., себестоимость восстановления распределительного вала – 770,82 руб., уровень рентабельности – 23,8 % , срок окупаемости – 1,56 года. В результате проведённых расчётов можно сделать вывод, что восстановление распределительных валов по выбранной технологии целесообразно в условиях ЗАО «Белоярский авторемонтный завод», по сравнению с приобретением новых распределительных валов.
? Список использованных источников 1 Надежность и ремонт машин / Курчаткин В.В. [и др.].- М.:Колос, 2000.-776 с. 2 Черноиванов, В.И. Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве / Черноиванов В.И. [и др.]. –М.-Челябинск: ГОСНИТИ, ЧГАУ, 2003 3 .- 992 с. 4 Ремонт машин / Тельнов Н.Ф. [и др.]. - М.: Агропромиздат, 1992.- 560 с. 5 Курсовое и дипломное проектирование по надежности и ремонту машин / И.С. Серый [и др.]. – М.: Агропромиздат, 1991.- 6 Ермолов, Л.С. Основы надежности сельскохозяйственной техники/ Ермолов, В.М. Кряжков, Л.С. Черкун. В.Е. - М.: Колос, 1982 7 Варнаков, В.В. Технический сервис машин сельскохозяйственного назначения / В.В. Варнаков [и др.].- М.: Колос, 2000.- 256 с. 8 Технология сельскохозяйственного машиностроения / Кожуро Л.М. [и др.].- Мн.:Новое знание, 2006.- 512 с. 9 Саньков, В.М. Основы эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования / В.М. Саньков, В.А. Евграфов, Н.И. Юрченко.- М.:Колос, 2001.- 256 с. 10 Колесов, И.М. Основы технологии машиностроения / И.М. Колесов.–М.: Высш.шк.,2001. – 591 с. 11 Поляк, М.С. Технология упрочнения. Технологические методы упрочнения / М.С. Поляк. - М.: Машиностроение, 1995.- 832 с. 12 Бабусенко, С.М. Проектирование ремонтно-обслуживающ х предприятий / С.М. Бабусенко.- М.:Агропромиздат, 1990.- 352 с. 13 Восстановление автомобильных деталей: Технология и оборудование / В.Е.Канарчук [и др.].- М.:Транспорт, 1995.- 303 с. 14 Есенберлин, Р.Е. Восстановление автомобильных деталей сваркой, наплавкой и пайкой / Р.Е. Есенберлин.- М.: Транспорт, 1994.- 256 с. 15 Сидоров, А.И. Восстановление деталей машин напылением и наплавкой / А.И. Сидоров.- М.: Машиностроение, 1987.- 192 с. 16 Воловик, Е.Л. Справочник по восстановлению деталей / Е.Л. Воловик.- М.:Колос, 1981.- 351 с. 17 Техническая эксплуатация машинно-тракторного парка/В.А.Аллилуев, А.Д.Ананьин, В.М.Михлин.-М.:Агроп омиздат, 1991.- 367 с. 18 Справочник по хранению сельскохозяйственной техники/А.Э.Северный А.Ф.Пацкалев, А.Л.Новиков.-М.:Коло , 1984.- 223 с. 19 Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. - М.: ВНИЭСХ, 1998. 20 Методические рекомендации по составлению бизнес-планов внедрения технологий и сельскохозяйственной техники. - М.: ВНИЭСХ, 1999. 21 Шпилько, А.В. Экономическая эффективность механизации сельскохозяйственного производства/ Шпилько А.В. [и др.]. - М.: ВНИЭСХ, 2001. 21Матвеев В.А., Пустовалов И.И. Техническое нормирование ремонтных работ в сельском хозяйстве.- М:"Колос", 2001 - 286с. 22Черноиванов В.И., Андреев В.П. Восстановление деталей сельскохозяйственных машин.- М.:"Колос", 1983 - 215с. 23Рекомендации по организации восстановления распределительных валов автотракторных двигателей индустриальными методами.- М.: ГОСНИТИ, 1988 г. 24Каракозов Э.С., Латыпов Р.А., Молчанов Б.А. Состояние и перспективы восстановления деталей электроконтактной приваркой материалов.- М.: Информагротех, 1991. 25 Клименко Ю.В. Электроконтактная наплавка.- М.: Металлургия, 1987. 26КрасниковВ.В. Подъёмно – транспортные машиныМ.:"Агропромиз ат", 1987 г. 27Курчаткин В.В. Надежность и ремонт машин.- М.: Колос, 2000. 28Типовые нормы времени на станочные, слесарные и кузнечные работы. М.: Колос, 1979 г.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.