Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133904
Наименование:
Диплом Разработка элективных курсов по подготовке к основному государственному экзамену по информатике
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 02.12.2024.
Год: 2024.
Страниц: 64.
Уникальность по antiplagiat.ru: 72. *
Описание (план):
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Г.ТУКАЯ Кафедра билингвального и цифрового образования
Направление: 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль: Математика и информатика (в билингвальной образовательной среде)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Казань – 2024? ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты организации элективных курсов для подготовки к ОГЭ по информатике 8 1.1 Структура и содержание ОГЭ по информатике 8 1.2 Элективные курсы в школьном образовании 16 1.3 Методические рекомендации по разработке элективного курса 25 Глава 2. Опытно-экспериментал ная работа по использованию элективного курса для подготовки школьников к ОГЭ по информатике 33 2.1 Разработка элективного курса для подготовки к ОГЭ по информатике 33 2.2 Результаты опытно-экспериментал ной работы 44 Заключение 52 Список литературы 55 Приложение 1 59 ? Введение В XXI веке современные информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества и оказывают влияние на все её сферы, включая образование. Сегодня образованный человек должен владеть информационными технологиями для решения практически всех задач от бытовых до профессиональных. Первым шагом в получении системных знаний и выработки умений и навыков работы с информацией и технологиями её обработки является школьный предмет «Информатика». Изучение информатики в школе является обязательным, начиная с 7 класса. В основной школе информатика изучается в 7-9 классах по 1 часу в неделю, а по его завершении обучающимся предоставляется возможность сдать основной государственный экзамен по информатике по выбору. Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это вид экзамена, который проводится по окончании 9 классов единовременно во всей Российской Федерации. Результаты экзамена могут быть засчитаны при поступлении в средние специальные образовательные учреждения или при поступлении в профильные классы. Оценки в аттестате формируются с учетом оценок за экзамен. После завершения программы 9 классов ученик должен сдать два обязательных экзамена (русский и математика), а также два экзамена на выбор. Как показывает анализ данных с одной стороны, информатика является одним из наиболее часто выбираемых предметов. По данным Рособрнадзора за 2022 год информатика является 3-ей в списке из 9 предметов по выбору с количеством участников 470 тыс человек, в 2023 году – 551 тыс человек. Отметим, что с 2023 года ОГЭ по информатике сдаётся исключительно в электронном формате. С другой стороны, выделяемое количество часов (по 1 часу в неделю) на обучение информатике является недостаточным для подготовки желающих к сдаче ОГЭ. Поэтому подготовку к ОГЭ по информатике необходимо проводить во внеурочное время в виде элективных курсов, при этом большую часть подготовки можно вынести на дистанционное взаимодействие учителем, что даст возможность более гибкого графика занятий для учащихся и учителя. Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточным количеством часов обучения и подготовки к ОГЭ по информатике в курсе основной школы и возможностями элективных курсов по информатике, включая дистанционный формат обучения. Выявленное противоречие определило научную задачу исследования – изучение возможностей элективных курсов для подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике. Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая значимость определили выбор темы исследования: «Разработка элективных курсов по подготовке к основному государственному экзамену по информатике». Цель исследования: обосновать необходимость разработки и выявить возможности использования элективного курса для подготовки школьников к ОГЭ по информатике. Объект исследования – процесс подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике. Предмет исследования – разработка элективного курса для подготовки к основному государственному экзамену по информатике. Гипотеза исследования: разработанный элективный курс для подготовки к ОГЭ по информатике будет эффективным, если: – проанализировано содержание ОГЭ по информатике и требования к уровню их подготовки школьников; – изучены возможности элективных курсов в школьном образовании; – разработаны методические рекомендации по созданию элективного курса; – разработан элективный курс для подготовки школьников к ОГЭ по информатике. Для достижения цели и проверки гипотезы предстояло решить следующие задачи исследования: проанализировать структуру и содержание ОГЭ по информатике, требования к уровню подготовки по информатике обучающихся основной школы; провести анализ возможностей элективных курсов в школьном образовании; разработать методические рекомендации по созданию элективного курса; проверить эффективность разработанного элективного курса для подготовки школьников к ОГЭ по информатике в опытно-экспериментал ной работе. Теоретико-методологи ескую базу исследования составили: теория и методика обучения информатике и ИКТ в школе (Кузнецов А.А., Лапчик М.П., Могилев А.В., Рагулина М.И., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.); методические аспекты подготовки к ОГЭ по информатике (Акимова И.В., Гужвина Т.Л., Кузицына Е.В.) и разработки элективных курсов (Ларикова И.Е., Марченко С.И., Орлов В.А., Романов С.А., Тюшнякова И.А.); учебно-методические комплексы по информатике для 7-9 классов (Босова Л.Л., Босова А.Ю., Залогова Л.А., Русаков С.В., Семакин И.Г., Шестакова Л.В.). Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: ? теоретические (анализ психолого-педагогиче кой литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование); ? эмпирические (беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования). Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводилось изучение и анализ научно-методической литературы, законодательно-норма ивных документов по исследуемой теме; педагогического опыта по методике обучения информатике в основной школе и подготовке к ОГЭ по информатике. Осуществлялась разработка гипотезы, постановка цели и задач исследования. На втором этапе проводилось теоретическое обоснование изучения тем курса информатики «Информатика» 9 класс в рамках подготовки к ОГЭ. Изучались основные подходы к созданию элективных курсов. Проверялась и уточнялась гипотеза исследования. На третьем этапе проводилась опытно-экспериментал ная работа по апробации разработанного элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления» для подготовки к ОГЭ по информатике. Осуществлялся анализ, интерпретация и систематизация экспериментальных данных, обобщение и изложение результатов, оформление выпускной квалификационной работы. Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментал ная работа проводилась в МБОУ «Елховская СОШ» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Научная новизна исследования заключается в выявлении основных подходов по созданию элективных курсов; разработке и апробации элективного онлайн-курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления» на платформе Stepik. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические положения позволяют осмыслить и эффективно осуществить процесс создания элективных курсов для подготовки к ОГЭ по информатике с учётом требований к уровню подготовки обучающихся основной школы. Практическая значимость исследования состоит в разработке элективного онлайн-курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления» на платформе Stepik, включающий практические задания для подготовки к ОГЭ по информатике. Разработанные материалы могут использоваться в процессе обучения и подготовки школьников к ОГЭ по информатике, организации самостоятельной работы обучающихся в дистанционном формате. Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена теоретическими разработками в области педагогики и методики обучения информатике в основной школе, рациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его цели и задачам; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами качественного и количественного анализа. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе проведения уроков по информатики, организации и опытно-экспериментал ной работы в МБОУ «Елховская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ. Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 29 источников, и 1 приложения. Текст работы содержит 2 таблицы, 14 рисунков. Объем работы – 58 страниц. ? Глава 1. Теоретические аспекты организации элективных курсов для подготовки к ОГЭ по информатике 1.1 Структура и содержание ОГЭ по информатике Основной государственный экзамен (ОГЭ) по информатике проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513. ОГЭ является формой государственной итоговой аттестации, которая проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися федеральных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта... ? Заключение Таким образом, настоящее время в программу ОГЭ по информатике интегрируются новые разделы, отражающие прогресс в области цифровой экономики и защиты информации. В свете кризиса вопросов цифровой безопасности, такие аспекты, как кибербезопасность, искусственный интеллект и обработка больших данных, приобретают особую значимость. Включение этих тем в экзаменационный процесс позволит обучающимся лучше подготовиться к вызовам и специфическим задачам в сфере IT. Реализация таких изменений предполагает повышение уровня и качества подготовки учеников, что, в свою очередь, способствует формированию необходимых компетенций для успешного вхождения в профессиональную деятельность в области информационных технологий. Опираясь на результаты нашего анализа, стоит отметить следующие заключения и выводы: Исходя из проведенного анализа структуры и критериев Основного государственного экзамена в области информатики, было установлено, что контрольно-измерител ные материалы преследуют цель парциализации оценки уровня знаний учащихся в соответствии с установленными стандартами. Задачи, представленные в ОГЭ по информатике, отличаются своей ориентированностью, сложностью и видом, что позволяет разносторонне оценить подготовку учащихся. Создаваемые экзаменационные материалы включают в себя не только проверку освоения тематических разделов, но и способность применения умений в практической деятельности, что напрямую соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для дисциплины «Информатика». Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учебный план включает не только обязательную, но и вариативную части. Последняя предоставляет учащимся возможность выбирать элективные курсы. Эта возможность позволяет ученикам реализовать индивидуальные образовательные запросы, учитывая их индивидуальные предпочтения, интересы и способности. Элективные курсы играют ключевую роль в формировании персонализированных образовательных программ, поскольку они позволяют школьникам самостоятельно выбирать содержание образовательного процесса, в соответствии с личными интересами, навыками и планируемым будущим. Такие курсы способствуют детальному изучению и расширению тем, затронутых в обязательной программе, отвечая на запросы и потребности учащихся по углублению знаний. Элективные курсы предоставляют учащимся возможность приобретать знания, навыки и умения, необходимые для решения различных теоретических и практических задач. В дополнение, они способствуют профессиональному самоопределению школьников и являются фундаментом для продолжения образования в высших учебных заведениях и построения карьеры в будущем. В рамках соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов по информатике был разработан элективный курс под названием «ОГЭ по информатике. Системы счисления». Такое направление курса обусловлено желанием наполнить образовательный процесс содержанием, соответствующим интересам и потребностям студентов. Основная его задача – стимулировать у учащихся развитие навыков практической деятельности и когнитивной активности в контексте подготовки их к итоговой аттестации. Выбор темы обусловлен стремлением создать условия для полноценной подготовки учащихся к освоению важных аспектов информатики, что включает в себя системы счисления. Данный курс создан в целях предпрофильной подготовки учащихся в области информатики. Он не только углубляет базовые знания информатики, но и направлен на практическую и предметную ориентацию. Курс дает шанс учащимся изучить увлекательные и нетрадиционные вопросы информатики, а также оценить свои способности в данной области. Разработка специализированного курса под названием «ОГЭ по информатике. Системы счисления» была реализована на образовательной платформе Stepik, предназначенной для создания и проведения онлайн-курсов. В рамках проведенной опытно-экспериментал ной работы осуществлена оценка эффективности введения элективного курса по информатике в контексте подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Обработка статистических данных, полученных в результате педагогического эксперимента, демонстрирует, что использование данного элективного курса способствует улучшению результатов подготовки школьников к основному государственному экзамену по информатике. Это подтверждает значимость разработки и использования в учебном процессе школы элективных курсов. Исследование, результаты которого изложены в данной работе, демонстрирует, что поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась, его цель достигнута. Выявленная значимость результатов исследования имеет весомое значение для процесса образования в рамках основной школы, что соответствует стандартам образования нового поколения. Элективный курс по информатике «ОГЭ по информатике. Системы счисления», который был создан с использованием российской образовательной платформы Stepik, рекомендуется как эффективный инструмент для обучения и подготовки учащихся к основному государственному экзамену по информатике. ? Список литературы Акимова, И. В. Методические аспекты подготовки к заданиям, выполняемым на компьютере, в ОГЭ по информатике / И. В. Акимова, Н. В. Титова, Т. Ю. Леонова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 99. Баринов К.А. Опыт разработки и использования электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения / К. А. Баринов, Д.А. Буров, М.Н. Краснянский, А.В. Остроух // Научный вестник МГТУ ГА, 2019. №141. – С. 124-129 Босова, Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Просвещение, 2024. – 254 с. – ISBN: 978-5-09-110832-3 Босова, Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Просвещение, 2024. – 272 с. – ISBN: 978-5-09-102543-9. Босова, Л. Л. Информатика. 9 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Просвещение, 2022 г. – 208 с. – ISBN: 978-5-09-087812-8.). Гужвина, Т. Л. Элективные курсы по информатике в профильном и предпрофильном обучении / Т. Л. Гужвина, С. Ф. Майер // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Пермь, 13 апреля 2019 года. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 18-22. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие / Л.А. Залогова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 212 с. Информатика (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Л. Л. Босова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 142 с. – URL: qs2ugm (дата обращения: 25.04.24). Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ [Электронный ресурс]. – URL: http: // fipi.ru/ege-i-gve-11/ emoversii-specifikaci -kodifikatory (дата обращения 28.04.24) Кузицына, Е. В. Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике / Е. В. Кузицына // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы IV Международной межисциплинарной конференции, Москва, 15 февраля 2023 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения», 2024. – С. 257-264. Кузнецов, А.А. Общая методика обучения информатике: учебное пособие для студентов педагогических вузов. I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – М.: Прометей, 2016. – 300 с. Мантуленко, В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В.Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. – 36 с. Ларикова, И.Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс]. URL: http: // festival.1september. u/articles/416613/ (дата обращения 28.04.24). Лапчик, М. П., Рагулина, М. И., Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К. Методика обучения информатике // Лань. 2020 – 3-е изд. – URL: knigi/nauka_ucheba/48 099-metodika-obucheni a-informatike-2020.h ml (дата обращения: 03.04.2024). Марченко С. И. Особенности разработки элективных курсов по информатике в условиях современной школы / С. И. Марченко // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 07 февраля 2020 года – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 12-15. Могилев, А. В. Информатика: учебное пособие для пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. – М.: Академия, 2012. – 848 с. Орлов, В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения [Электронный ресурс]. – Интернет-журнал "Эйдос". – URL: http: // www.eidos.ru/journal/2 03/0416.htm (дата обращения 28.04.24). Победоносцева, М. Г. Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике / М. Г. Победоносцева // Информатика и образование. – 2018. – № 10. – С. 25-29. Подготовка к ОГЭ по информатике (для школьников билингвов). – URL: course/172799/syllabus (дата обращения: 9.05.2024). Романов, С. А. Элективные курсы по информатике для углубленного обучения программированию в предпрофильных классах / С. А. Романов // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 6(63). – С. 305-310. Семакин, И.Г. Информатика. 9 класс / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2021. – 208 с. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ [Электронный ресурс]. – Федеральный институт педагогических измерений. – URL: http: // fipi.ru/ege-i-gve-11/ emoversii-specifikaci kodifikatory (дата обращения 28.04.24). Тюшнякова, И. А. Элективные курсы по информатике как средство формирования профессиональных интересов учащихся / И. А. Тюшнякова // Информационные и инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 65-летию Таганрогского института имени А.П. Чехова, Таганрог, 28–29 октября 2020 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграф ческий комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. – С. 507-509. Угринович, Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 184 с. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). – URL: wp content/uploads/2023 08/%D0%9F%D1%80% (дата обращения: 21.04.2024). Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. – URL: fpu/ (дата обращения: 21.04.2024). Федеральная рабочая программа основного общего образования по информатике для 7-9 классов (базовый уровень). – URL: wp-content/uploads/20 3/08/15_ФРП-Информат ка-7-9-классы_база.pd (дата обращения: 10.04.2024). Федеральная рабочая программа основного общего образования по информатике для 7-9 классов (углубленный уровень). – URL: wp-content/uploads/20 3/08/16_ФРП_Информат ка_л.pdf (дата обращения: 10.04.2024). Шкуркин, А. А. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике и информатике / А. А. Шкуркин, Т. Г. Зайченко // Вестник научных конференций. – 2021. – № 8-2(72). – С. 106-108. ? Приложение 1 Скриншоты элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления», разработанного на платформе Stepik Рисунок 15 – Содержание элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления», разработанного на платформе Stepik
Рисунок 16 – Цели и задачи элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления», разработанного на платформе Stepik
Рисунок 17 – Основные понятия элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления»
Рисунок 18 – Теоретический материал элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления»
Рисунок 19 – Задание 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Рисунок 20 – Задание 3.2. Поиск наименьшего и наибольшего числа
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.