Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 133904


Наименование:


Диплом Разработка элективных курсов по подготовке к основному государственному экзамену по информатике

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.12.2024. Год: 2024. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: 72. *

Описание (план):


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ВЫСШАЯ ШКОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕНИ Г.ТУКАЯ
Кафедра билингвального и цифрового образования

Направление: 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль: Математика и информатика (в билингвальной образовательной среде)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ИНФОРМАТИКЕ


Казань – 2024?
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации элективных курсов для подготовки к ОГЭ по информатике 8
1.1 Структура и содержание ОГЭ по информатике 8
1.2 Элективные курсы в школьном образовании 16
1.3 Методические рекомендации по разработке элективного курса 25
Глава 2. Опытно-экспериментал ная работа по использованию элективного курса для подготовки школьников к ОГЭ по информатике 33
2.1 Разработка элективного курса для подготовки к ОГЭ по информатике 33
2.2 Результаты опытно-экспериментал ной работы 44
Заключение 52
Список литературы 55
Приложение 1 59
?
Введение
В XXI веке современные информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни общества и оказывают влияние на все её сферы, включая образование. Сегодня образованный человек должен владеть информационными технологиями для решения практически всех задач от бытовых до профессиональных. Первым шагом в получении системных знаний и выработки умений и навыков работы с информацией и технологиями её обработки является школьный предмет «Информатика». Изучение информатики в школе является обязательным, начиная с 7 класса. В основной школе информатика изучается в 7-9 классах по 1 часу в неделю, а по его завершении обучающимся предоставляется возможность сдать основной государственный экзамен по информатике по выбору.
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это вид экзамена, который проводится по окончании 9 классов единовременно во всей Российской Федерации. Результаты экзамена могут быть засчитаны при поступлении в средние специальные образовательные учреждения или при поступлении в профильные классы. Оценки в аттестате формируются с учетом оценок за экзамен. После завершения программы 9 классов ученик должен сдать два обязательных экзамена (русский и математика), а также два экзамена на выбор.
Как показывает анализ данных с одной стороны, информатика является одним из наиболее часто выбираемых предметов. По данным Рособрнадзора за 2022 год информатика является 3-ей в списке из 9 предметов по выбору с количеством участников 470 тыс человек, в 2023 году – 551 тыс человек. Отметим, что с 2023 года ОГЭ по информатике сдаётся исключительно в электронном формате. С другой стороны, выделяемое количество часов (по 1 часу в неделю) на обучение информатике является недостаточным для подготовки желающих к сдаче ОГЭ.
Поэтому подготовку к ОГЭ по информатике необходимо проводить во внеурочное время в виде элективных курсов, при этом большую часть подготовки можно вынести на дистанционное взаимодействие учителем, что даст возможность более гибкого графика занятий для учащихся и учителя.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена противоречием между недостаточным количеством часов обучения и подготовки к ОГЭ по информатике в курсе основной школы и возможностями элективных курсов по информатике, включая дистанционный формат обучения.
Выявленное противоречие определило научную задачу исследования – изучение возможностей элективных курсов для подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, её практическая значимость определили выбор темы исследования: «Разработка элективных курсов по подготовке к основному государственному экзамену по информатике».
Цель исследования: обосновать необходимость разработки и выявить возможности использования элективного курса для подготовки школьников к ОГЭ по информатике.
Объект исследования – процесс подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике.
Предмет исследования – разработка элективного курса для подготовки к основному государственному экзамену по информатике.
Гипотеза исследования: разработанный элективный курс для подготовки к ОГЭ по информатике будет эффективным, если:
– проанализировано содержание ОГЭ по информатике и требования к уровню их подготовки школьников;
– изучены возможности элективных курсов в школьном образовании;
– разработаны методические рекомендации по созданию элективного курса;
– разработан элективный курс для подготовки школьников к ОГЭ по информатике.
Для достижения цели и проверки гипотезы предстояло решить следующие задачи исследования:
проанализировать структуру и содержание ОГЭ по информатике, требования к уровню подготовки по информатике обучающихся основной школы;
провести анализ возможностей элективных курсов в школьном образовании;
разработать методические рекомендации по созданию элективного курса;
проверить эффективность разработанного элективного курса для подготовки школьников к ОГЭ по информатике в опытно-экспериментал ной работе.
Теоретико-методологи ескую базу исследования составили: теория и методика обучения информатике и ИКТ в школе (Кузнецов А.А., Лапчик М.П., Могилев А.В., Рагулина М.И., Семакин И.Г., Хеннер Е.К.); методические аспекты подготовки к ОГЭ по информатике (Акимова И.В., Гужвина Т.Л., Кузицына Е.В.) и разработки элективных курсов (Ларикова И.Е., Марченко С.И., Орлов В.А., Романов С.А., Тюшнякова И.А.); учебно-методические комплексы по информатике для 7-9 классов (Босова Л.Л., Босова А.Ю., Залогова Л.А., Русаков С.В., Семакин И.Г., Шестакова Л.В.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
? теоретические (анализ психолого-педагогиче кой литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое моделирование);
? эмпирические (беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов исследования).
Организация и этапы исследования: исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе проводилось изучение и анализ научно-методической литературы, законодательно-норма ивных документов по исследуемой теме; педагогического опыта по методике обучения информатике в основной школе и подготовке к ОГЭ по информатике. Осуществлялась разработка гипотезы, постановка цели и задач исследования.
На втором этапе проводилось теоретическое обоснование изучения тем курса информатики «Информатика» 9 класс в рамках подготовки к ОГЭ. Изучались основные подходы к созданию элективных курсов. Проверялась и уточнялась гипотеза исследования.
На третьем этапе проводилась опытно-экспериментал ная работа по апробации разработанного элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления» для подготовки к ОГЭ по информатике. Осуществлялся анализ, интерпретация и систематизация экспериментальных данных, обобщение и изложение результатов, оформление выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментал ная работа проводилась в МБОУ «Елховская СОШ» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных подходов по созданию элективных курсов; разработке и апробации элективного онлайн-курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления» на платформе Stepik.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические положения позволяют осмыслить и эффективно осуществить процесс создания элективных курсов для подготовки к ОГЭ по информатике с учётом требований к уровню подготовки обучающихся основной школы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке элективного онлайн-курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления» на платформе Stepik, включающий практические задания для подготовки к ОГЭ по информатике. Разработанные материалы могут использоваться в процессе обучения и подготовки школьников к ОГЭ по информатике, организации самостоятельной работы обучающихся в дистанционном формате.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена теоретическими разработками в области педагогики и методики обучения информатике в основной школе, рациональным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его цели и задачам; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами качественного и количественного анализа.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе проведения уроков по информатики, организации и опытно-экспериментал ной работы в МБОУ «Елховская СОШ» Альметьевского муниципального района РТ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 29 источников, и 1 приложения. Текст работы содержит 2 таблицы, 14 рисунков. Объем работы – 58 страниц.
?
Глава 1. Теоретические аспекты организации элективных курсов для подготовки к ОГЭ по информатике
1.1 Структура и содержание ОГЭ по информатике
Основной государственный экзамен (ОГЭ) по информатике проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513. ОГЭ является формой государственной итоговой аттестации, которая проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися федеральных образовательных программ основного общего образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта...
?
Заключение
Таким образом, настоящее время в программу ОГЭ по информатике интегрируются новые разделы, отражающие прогресс в области цифровой экономики и защиты информации. В свете кризиса вопросов цифровой безопасности, такие аспекты, как кибербезопасность, искусственный интеллект и обработка больших данных, приобретают особую значимость. Включение этих тем в экзаменационный процесс позволит обучающимся лучше подготовиться к вызовам и специфическим задачам в сфере IT. Реализация таких изменений предполагает повышение уровня и качества подготовки учеников, что, в свою очередь, способствует формированию необходимых компетенций для успешного вхождения в профессиональную деятельность в области информационных технологий.
Опираясь на результаты нашего анализа, стоит отметить следующие заключения и выводы:
Исходя из проведенного анализа структуры и критериев Основного государственного экзамена в области информатики, было установлено, что контрольно-измерител ные материалы преследуют цель парциализации оценки уровня знаний учащихся в соответствии с установленными стандартами. Задачи, представленные в ОГЭ по информатике, отличаются своей ориентированностью, сложностью и видом, что позволяет разносторонне оценить подготовку учащихся. Создаваемые экзаменационные материалы включают в себя не только проверку освоения тематических разделов, но и способность применения умений в практической деятельности, что напрямую соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для дисциплины «Информатика».
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учебный план включает не только обязательную, но и вариативную части. Последняя предоставляет учащимся возможность выбирать элективные курсы. Эта возможность позволяет ученикам реализовать индивидуальные образовательные запросы, учитывая их индивидуальные предпочтения, интересы и способности. Элективные курсы играют ключевую роль в формировании персонализированных образовательных программ, поскольку они позволяют школьникам самостоятельно выбирать содержание образовательного процесса, в соответствии с личными интересами, навыками и планируемым будущим. Такие курсы способствуют детальному изучению и расширению тем, затронутых в обязательной программе, отвечая на запросы и потребности учащихся по углублению знаний.
Элективные курсы предоставляют учащимся возможность приобретать знания, навыки и умения, необходимые для решения различных теоретических и практических задач. В дополнение, они способствуют профессиональному самоопределению школьников и являются фундаментом для продолжения образования в высших учебных заведениях и построения карьеры в будущем.
В рамках соблюдения Федеральных государственных образовательных стандартов по информатике был разработан элективный курс под названием «ОГЭ по информатике. Системы счисления». Такое направление курса обусловлено желанием наполнить образовательный процесс содержанием, соответствующим интересам и потребностям студентов. Основная его задача – стимулировать у учащихся развитие навыков практической деятельности и когнитивной активности в контексте подготовки их к итоговой аттестации. Выбор темы обусловлен стремлением создать условия для полноценной подготовки учащихся к освоению важных аспектов информатики, что включает в себя системы счисления.
Данный курс создан в целях предпрофильной подготовки учащихся в области информатики. Он не только углубляет базовые знания информатики, но и направлен на практическую и предметную ориентацию. Курс дает шанс учащимся изучить увлекательные и нетрадиционные вопросы информатики, а также оценить свои способности в данной области.
Разработка специализированного курса под названием «ОГЭ по информатике. Системы счисления» была реализована на образовательной платформе Stepik, предназначенной для создания и проведения онлайн-курсов.
В рамках проведенной опытно-экспериментал ной работы осуществлена оценка эффективности введения элективного курса по информатике в контексте подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Обработка статистических данных, полученных в результате педагогического эксперимента, демонстрирует, что использование данного элективного курса способствует улучшению результатов подготовки школьников к основному государственному экзамену по информатике. Это подтверждает значимость разработки и использования в учебном процессе школы элективных курсов.
Исследование, результаты которого изложены в данной работе, демонстрирует, что поставленные задачи выполнены, гипотеза исследования подтвердилась, его цель достигнута. Выявленная значимость результатов исследования имеет весомое значение для процесса образования в рамках основной школы, что соответствует стандартам образования нового поколения. Элективный курс по информатике «ОГЭ по информатике. Системы счисления», который был создан с использованием российской образовательной платформы Stepik, рекомендуется как эффективный инструмент для обучения и подготовки учащихся к основному государственному экзамену по информатике.
?
Список литературы
Акимова, И. В. Методические аспекты подготовки к заданиям, выполняемым на компьютере, в ОГЭ по информатике / И. В. Акимова, Н. В. Титова, Т. Ю. Леонова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 99.
Баринов К.А. Опыт разработки и использования электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения / К. А. Баринов, Д.А. Буров, М.Н. Краснянский, А.В. Остроух // Научный вестник МГТУ ГА, 2019. №141. – С. 124-129
Босова, Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Просвещение, 2024. – 254 с. – ISBN: 978-5-09-110832-3
Босова, Л. Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Просвещение, 2024. – 272 с. – ISBN: 978-5-09-102543-9.
Босова, Л. Л. Информатика. 9 класс. Базовый уровень : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М.: Просвещение, 2022 г. – 208 с. – ISBN: 978-5-09-087812-8.).
Гужвина, Т. Л. Элективные курсы по информатике в профильном и предпрофильном обучении / Т. Л. Гужвина, С. Ф. Майер // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Пермь, 13 апреля 2019 года. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2019. – С. 18-22.
Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: учебное пособие / Л.А. Залогова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 212 с.
Информатика (базовый уровень). Реализация ФГОС основного общего образования : методическое пособие для учителя / Л. Л. Босова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. – 142 с. – URL: qs2ugm (дата обращения: 25.04.24).
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ [Электронный ресурс]. – URL: http: // fipi.ru/ege-i-gve-11/ emoversii-specifikaci -kodifikatory (дата обращения 28.04.24)
Кузицына, Е. В. Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ по информатике / Е. В. Кузицына // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования: материалы IV Международной межисциплинарной конференции, Москва, 15 февраля 2023 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет просвещения», 2024. – С. 257-264.
Кузнецов, А.А. Общая методика обучения информатике: учебное пособие для студентов педагогических вузов. I часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захарова, А.С. Захаров. – М.: Прометей, 2016. – 300 с.
Мантуленко, В.В. Использование мультимедийных средств в учебной и профессиональной деятельности / В.В.Мантуленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2016. – 36 с.
Ларикова, И.Е. Элективные курсы в системе предпрофильного и профильного обучения [Электронный ресурс]. URL: http: // festival.1september. u/articles/416613/ (дата обращения 28.04.24).
Лапчик, М. П., Рагулина, М. И., Семакин, И. Г., Хеннер, Е. К. Методика обучения информатике // Лань. 2020 – 3-е изд. – URL: knigi/nauka_ucheba/48 099-metodika-obucheni a-informatike-2020.h ml (дата обращения: 03.04.2024).
Марченко С. И. Особенности разработки элективных курсов по информатике в условиях современной школы / С. И. Марченко // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 07 февраля 2020 года – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 12-15.
Могилев, А. В. Информатика: учебное пособие для пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. – М.: Академия, 2012. – 848 с.
Орлов, В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения [Электронный ресурс]. – Интернет-журнал "Эйдос". – URL: http: // www.eidos.ru/journal/2 03/0416.htm (дата обращения 28.04.24).
Победоносцева, М. Г. Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике / М. Г. Победоносцева // Информатика и образование. – 2018. – № 10. – С. 25-29.
Подготовка к ОГЭ по информатике (для школьников билингвов). – URL: course/172799/syllabus (дата обращения: 9.05.2024).
Романов, С. А. Элективные курсы по информатике для углубленного обучения программированию в предпрофильных классах / С. А. Романов // Вестник науки. – 2023. – Т. 2, № 6(63). – С. 305-310.
Семакин, И.Г. Информатика. 9 класс / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова. С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2021. – 208 с.
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2024 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ [Электронный ресурс]. – Федеральный институт педагогических измерений. – URL: http: // fipi.ru/ege-i-gve-11/ emoversii-specifikaci kodifikatory (дата обращения 28.04.24).
Тюшнякова, И. А. Элективные курсы по информатике как средство формирования профессиональных интересов учащихся / И. А. Тюшнякова // Информационные и инновационные технологии в науке и образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. К 65-летию Таганрогского института имени А.П. Чехова, Таганрог, 28–29 октября 2020 года. – Ростов-на-Дону: Издательско-полиграф ческий комплекс РГЭУ (РИНХ), 2021. – С. 507-509.
Угринович, Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 184 с.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). – URL: wp content/uploads/2023 08/%D0%9F%D1%80% (дата обращения: 21.04.2024).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. – URL: fpu/ (дата обращения: 21.04.2024).
Федеральная рабочая программа основного общего образования по информатике для 7-9 классов (базовый уровень). – URL: wp-content/uploads/20 3/08/15_ФРП-Информат ка-7-9-классы_база.pd (дата обращения: 10.04.2024).
Федеральная рабочая программа основного общего образования по информатике для 7-9 классов (углубленный уровень). – URL: wp-content/uploads/20 3/08/16_ФРП_Информат ка_л.pdf (дата обращения: 10.04.2024).
Шкуркин, А. А. Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике и информатике / А. А. Шкуркин, Т. Г. Зайченко // Вестник научных конференций. – 2021. – № 8-2(72). – С. 106-108.
?
Приложение 1
Скриншоты элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления», разработанного на платформе Stepik
Рисунок 15 – Содержание элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления», разработанного на платформе Stepik


Рисунок 16 – Цели и задачи элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления», разработанного на платформе Stepik

Рисунок 17 – Основные понятия элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления»


Рисунок 18 – Теоретический материал элективного курса «ОГЭ по информатике. Системы счисления»

Рисунок 19 – Задание 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую


Рисунок 20 – Задание 3.2. Поиск наименьшего и наибольшего числа



Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.