Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129347
Наименование:
Контрольная Роль науки и техники в общественном развитии
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Философия.
Добавлен: 19.04.2022.
Год: 2020.
Страниц: 33.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство образования и науки России?скои? Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИИ? ГОСУДАРСТВЕННЫИ? УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИИ? И ДИЗАИ?НА» И Н С Т И Т У Т Б И З Н Е С – К О М М У Н И К А Ц И И? КАФЕДРА РЕКЛАМЫ И СВЯЗЕИ? С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Контрольная работа Nо 1 По дисциплине «Философские проблемы науки и техники»___ Тема ___«Роль науки и техники в общественном развитии»___ Студента (ки) Направление подготовки 42.04.01___ Курс, группа_1-МГЗ-28___
Санкт-Петербург 2020 Оглавление
Введение 3 1. Теоретические аспекты развития науки и техники в современных условиях 6 1.1. Сущность науки и приоритетных направлений развития науки и техники 6 1.2. Роль науки в современном обществе 7 1.3. Специфика развития науки и техники в зарубежных странах 9 2. Анализ роли науки и техники в развитии Российской Федерации 18 2.1. Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации 18 2.2. Динамика изменения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и критических технологий федерального уровня 20 2.3. Перспективы развития государственной научно-технической политики Российской Федерации 23 Заключение 27 Список литературы 29 Приложение 1 31 Приложение 2 32 Приложение 3 33
Введение
Актуальность темы исследования. Ключевая проблема развития российских инновационной, научно-технической, а также образовательной сфер тесно связана с тем, что имеющиеся темпы их активного развития, существующая структура далеко не полностью отвечают всем задачам модернизации, постоянно растущему спросу непосредственно со стороны российской экономики на квалифицированные кадры и передовые технологии. Предлагаемые современным российским сектором разработок и исследований научные результаты не находят непосредственного применения по причине низкой отечественной восприимчивости к инновациям. Подобное положение дел представляет угрозу национальной безопасности страны, которая связана с деформацией имеющегося научно-технологическ го потенциала. Тенденции активного развития современного российского сектора разработок и исследований определяют острую необходимость формирования высокоэффективного научно-технологическ го пространства государства, постепенного смещения акцента непосредственно с наращивания объема поддержки основных составляющих инновационной системы государства на радикальный рост эффективности, концентрацию ключевых усилий государства на разрешении критических проблем для активного инновационного развития. Современное государство должно постоянно поддерживать инновационно-активные и научно-исследовательс ие предприятия, уравнивать имеющиеся условия конкуренции непосредственно с зарубежными производителями какой-либо инновационной продукции, активно содействовать привлечению инвестиций в передовые технологии. Далее государство должно сформировать наиболее оптимальные условия непосредственно для реализации инновационной цепочки: активное воспроизводство знаний посредством различных фундаментальных исследований – проведение каких-либо прикладных исследований, а также разработок – непосредственное внедрение имеющихся научно-технических результатов далее в производство – активное производство современной конкурентоспособной инновационной продукции. Сегодня требуется опережающее интенсивное развитие каких-либо отдельных направлений технологических разработок и научных исследований, которые способствуют расширению так называемого «окна возможностей» непосредственно для перехода России к инновационной экономике. Данное «окно возможностей» в России начало приоткрываться в 1996 году. Тогда президент страны одобрил Доктрину развития российской науки. В указанном документе подчеркивалась важность обеспечения активного и устойчивого бюджетного финансирования различных государственных научных центров, государственных академий наук, а также организаций, которые работают по приоритетным направлениям развития науки и техники. В каждом приоритетном направлении развития науки, техники и технологий выделяется совокупность определенных критических технологий. В целом, приоритетные направления активного развития науки, техники и технологий должны сегодня иметь соответствующее приоритетное финансирование. Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность рассмотрения приоритетных направлений развития науки и техники. Степень разработанности темы. Данная тема является недостаточно изученной. Разработкой различных аспектов темы занимались такие ученые и исследователи, как Котенко В.П., Никифоров А.Л., Черных С.И. и другие. Так, Котенко В.П. в своей статье под названием «Методологические проблемы анализа научных теорий» анализирует понятие научной теории, раскрывают принципы классификации научных теорий: интерналистских, экстерналистских и системных. В свою очередь, Никифоров А.Л. в статье «Роль науки в современном обществе» обосновывает мысль о том, что основной целью естествознания Нового времени было развитие и совершенствование технических средств для увеличения производства материальных благ. Черных С.И. в статье «Приоритеты в развитии науки и технологий» анализирует такие термины, как модернизация, инновационная экономика. Автор выделяет приоритетные направления развития науки, технологий и техники. В данной работе анализируются различные данные, касающиеся уровня развития науки и техники в зарубежных странах и в Российской Федерации. Объектом исследования являются общественно-правовые отношения, связанные с реализацией государственной научно-технической политики. Предметом исследования являются приоритетные направления развития науки и техники в России и зарубежных странах. Целью исследования является выявление роли науки и техники в современном общественном развитии. Задачи исследования: - рассмотреть сущность науки и приоритетных направлений развития науки и техники; - определить роль науки в современном обществе; - проанализировать специфику развития науки и техники в зарубежных странах; - рассмотреть перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; - проанализировать динамику изменения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и критических технологий федерального уровня; - выделить перспективы развития государственной научно-технической политики Российской Федерации. Методы исследования: обобщение, классификация, анализ, синтез. Структура курсовой работы состоит из таких элементов, как введение, основная часть, заключение, список литературы и приложение.
1. Теоретические аспекты развития науки и техники в современных условиях 1.1. Сущность науки и приоритетных направлений развития науки и техники
В широком смысле наукой в настоящее время называют совокупность всякого рода сведений, которые отличаются большей или меньшей отчетливостью и приведенных в определенный порядок. В узком смысле науку можно определить как систематическое и объективно-достоверн е знание о каких-либо действительных явлениях, их объясняющее и указывающее на их взаимоотношения. В данном втором смысле из области науки устраняются: прежде всего, все понятия и построения, непосредственно в основе которых лежат творческое воображение и вера, какими являются метафизика и теология, а во-вторых, всякие технические сведения, составляющие предмет какого-либо искусства, равно как и различные справочные пособия (8. – С. 29). Распространенным определением науки является ее определение как многопланового социального явления, важнейшего элемента духовной культуры. В этом определении фактически слиты в одно целое два различных определения (15. – С. 77): 1) наука как «многоплановое социальное явление»; 2) наука как «важнейший элемент духовной культуры». Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счет этого национальных социально-экономичес их целей. В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники выделяют некоторую совокупность критических технологий (14. – С. 6). Критическими технологиями являются такие, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и технологии. Особую область составляют приоритетные направления развития фундаментальной науки. Выбор здесь осуществляется по специальным критериям, не всегда связанным напрямую с потребностями техники и экономики, поэтому выявление критических технологий производилось только по тематическим направлениям исследований и разработок технологического характера.
1.2. Роль науки в современном обществе
Понятие «общество, основанное на знании» появилось в конце 1990-х годов XX столетия в научно-экономических кругах Европейского союза (ЕС). Появилось сначала на уровне обсуждений, дискуссий о постиндустриальном и информационном обществе, о дальнейших путях развития экономики и культуры Запада (9. – С. 98). Исторически предчувствие общества, основанного на знании, появляется в 1970-е годы у классика постиндустриализма Белла (6. – С. 11). Сходные идеи появлялись и у других авторов. Первоначально общество, основанное на знании, означало: 1. Массовый, быстрый, дешевый и безопасный Интернет. Абсолютное большинство населения должно было регулярно обращаться во всемирную сеть – дляобщения, шопинга, поиска и получения новостей, удовлетворения любых личных потребностей – в бразовании, здоровье, социальных действиях, хобби и т.п. 2. Инвестиции в людей и знания (прежде всего прикладные, приносящие прибыль), вовлечение молодежи в информационные технологии, работу в экономике и даже политической деятельности, основанной на знании. 3. Наконец, это экономика, основанная на знании, – электронная коммерция, интернет-логистика, автоматизация транспортных потоков, правительство онлайн: электронное представительство государственных органов и даже здоровье онлайн. За последующие годы широкое распространение интернета и мобильных устройств изменило не только экономику, но и социальные связи, культурную жизнь, образ жизни и даже стиль мышления населения во многих странах мира. Большое значение обрели понятия и образы, связанные с информацией, техникой, наукой. В результате в социальных и технических науках стало играть важную роль понятие общество, основанное на знании. Сегодня основной смысл общества, основанного на знании, означает, что дальнейшее развитие западного (потребительского) общества происходит главным образом за счет наращивания знаний – фундаментальных (научных) и прикладных (техно- и экономо-знаний). Последние, будучи вовлеченными в материальную жизнь общества, становятся главной экономической силой – силой развития производства, потребления, управления, обороны и т.п. Наука является ведущим элементом общества, основанного на знании. Наиболее активным элементом общества, основанного на знании, является наука (7. – С. 115). Она задает вектор и ритм развития общества, вводит новые, ранее невиданные идеи в культуру, открывает новые частные онтологии («миры»), новые виды энергии и ресурсов, предлагает целые классы новых потребностей и даже видов деятельности и творчества. Обычно под наукой понимают: истинные знания о реальности (знания определенного типа), социальный институт, открывающий эти истинные знания (университеты, академии наук, институты, группы ученых). В системе общества, основанного на знании, наука необходима как социальный институт, включенный в систему, функционирующую по второй формуле. В свою очередь ядром общества, основанного на знании, является национальная инновационная система (11. – С. 3). Как процесс открытия нового истинного знания наука есть творчество в самом высшем смысле слова. Этой труднейшей проблеме посвящена обширная литература по философии и психологии научного творчества. Сущность процесса открытия нового понятия (конструкта) состоит в таком комбинировании старых образов, принципов, понятий, которое решает поставленную проблему, вопрос, задачу. Выбор из необозримого множества комбинаций осуществляется с помощью интуиции, а точнее философского (эстетического) принципа или «ощущения, вкуса», т.е. чувства красоты. Анализ роли науки в современном обществе приводит к трудно обозримому, хаотичному множеству проблем, в которых наука, техника, бизнес, социум, политика, экономика, этика, религия, а главное антропос – завязываются в столь сложный узел, который сможет разрубить лишь будущий Александр Македонский как мыслитель, как философ. Это такие проблемы как глобализация, «технизация» человека и общества, «сверхсложность» современного общества, конец старой и возникновение новой цивилизации, риски и опасности, порождаемые научно-техническим прогрессом, антропный кризис и антропный поворот, проблема бессмертия, постчеловека, сверхразума. Все эти и подобные проблемы обсуждаются уже не только философами, фантастами и футурологами, но и учеными (4. – С. 10). Таким образом, научные знания – математика, физика, биология, лингвистика, машиностроение – понимаются одинаково и служат главным условием подлинной глобализации и возникновения единого человечества. Поэтому распространение научных знаний сближает и объединяет людей любых рас, национальностей, культур.
1.3. Специфика развития науки и техники в зарубежных странах
Основными секторами науки являются (рисунок 1): 1. Промышленный сектор – научные исследования, ведущиеся в частных промышленных корпорациях и фирмах. Основной источник финансирования - частный бизнес. 2. Академический сектор – научные исследования, проводимые в университетах и колледжах. Источник финансирования смешанный: государство и частный бизнес. 3. Государственный сектор – научные исследования, проводимые в государственных лабораториях, институтах и исследовательских центрах. Источник финансирования – федеральный бюджет. Управляется правительственным органом. 4. Бесприбыльные организации – научные исследования, ведущиеся в частных научных организациях. Основной источник финансирования – венчурные фонды.
Рисунок 1 – Основные секторы науки в развитых странах 12. – С. 103)
Соотношение секторов науки в общем объеме научных исследований в США (конец XX в.) является следующим: - промышленный – 70% общего объема ИР; - академический – 11% (из них около 50 % всех фундаментальных исследований в стране); - государственный – 16% общего объема ИР; - бесприбыльные организации – 3% общего объема ИР. В последние десятилетия секторальная граница организации науки в развитых странах становится все более размытой и центр тяжести в организации научных исследований резко сместился в сторону создания сети кооперативных научных исследований разного уровня и масштаба. Основными структурными единицами научно-технического комплекса современных развитых стран являются (12. – С. 106): 1. Национальные исследовательские программы (НИП): государственные или частнопромышленные (в зависимости от того, кто выступает главным организатором, источником финансирования и исполнителем). Два основных вида НИП: продукционные и технологические (в зависимости от характера цели программы). Цель продукционных НИП – создание конкретного научно-технического продукта. Цель технологических НИП – создание новых технологий. Примеры продукционных НИП США: Шаттл, СОИ и др. Примеры технологических НИП США: микроэлектроника, биотехнологии, вычислительная техника. 2. Кооперативные исследовательские центры (КИЦ) – временные объединения научных и инженерных ресурсов различных организаций для решения конкретной научно-технической проблемы, важной для всех учредителей. Виды КИЦ: вузовско-промышленные центры (на основе совместных договоров университетов с частными фирмами); целевые научно-исследовательс ие фонды (для решения научных проблем межотраслевого или регионального характера); совместные исследовательские центры государства и частного бизнеса; совместные исследовательские центры государства и регионов. 3. Региональные исследовательские проекты (РИП) – исследовательские объединения разных форм собственности и управления для решения проблем регионального развития. Регион науки – территория, в экономике которой главную роль играют научно-исследовательс ие комплексы (университет + исследовательский центр + промышленные наукоемкие фирмы + учреждения сервиса + коммуникационная сеть). 4. Технополис – совокупность научно-производствен ых комплексов, расположенных на территории небольшого города. 5. Технопарк – научно-производствен ый комплекс на небольшой территории, где функционирует множество малых наукоемких фирм. 6. Инкубатор – здание или несколько зданий в технопарке, в которых на условиях аренды (3-5 лет) размещаются малые наукоемкие фирмы-клиенты. Таким образом, в настоящее время основными секторами науки являются: промышленный, академический, государственный и сектор частных бесприбыльных организаций. Стратегия активного развития науки и технологий в такой стране, как Германия, основана на удержании определенных конкурентных позиций непосредственно в достаточно традиционных отраслях машиностроения, на занятии каких-либо сопряженных рынков технологий безопасности и экологических технологий. Государственная инновационная и научно-техническая политика во Франции, прежде всего, ориентирована на занятие совершенно новых, достаточно перспективных рынков: био- и нанотехнологий, а также сегмента программирования, сенсоров в ИКТ. В Великобритании приоритеты активного развития науки и технологий, прежде всего, направлены на активное развитие совершенно новых рынков, отвечающих мировым и национальным потребностям, позволяющих реализовать имеющийся потенциал конкурентоспособност экономики страны. Современная стратегия активного развития науки и технологий в такой стране, как Китай, направлена на рост уровня независимости определенного индустриального потенциала непосредственно от технологий развитых государств, формирование универсальной современной машиностроительной базы. Пристальное внимание уделяется активному формированию фундамента для вхождения в будущем в ряд мировых технологических лидеров. При условии возникновения прорывных технологий, а также оформления ядра совершенно нового технологического уклада возможным является ускоренное развитие так называемых «закрывающих» технологий в современных развитых государствах (в первую очередь, Японии, США, Германии и Франции. Это в итоге приведет к совершенно новому экономическому скачку. Можно сказать, что для развивающихся государств это может в итоге означать потерю различных позиций, которые были достигнуты во время индустриального развития. В ситуации затягивания определенной инновационной паузы далее можно ожидать существенного усиления конкуренции непосредственно на рынке различной высокотехнологичной продукции с инерционным выдавливанием, с перераспределением долей ряда высокоразвитых государств (Франции, Великобритании, Японии) именно в пользу развивающихся стран. В то же время сформируются совершенно новые глобальные рынки непосредственно на базе ресурсосберегающих, экологических, инфраструктурных технологий, именно за счет которых высокоразвитые государства смогут активно поддержать свой экспорт (3) Наиболее общей тенденцией можно назвать обеспечение достаточно устойчивой определенной энергетической базы (ядерная энергетика, возобновляемая энергетика, различные нетрадиционные месторождения углеводородов, а также синтетические моторные топлива), активное развитие трудосберегающих технологий (в особенности в высокоразвитых государствах) (приложение 1). Таким образом, современные зарубежные государства проводят достаточно активную политику, направленную на поддержку приоритетов научно-технологическ го развития. Так, в странах ЕС ИР по основным приоритетным направлениям тесно связаны с реализацией определенной рамочной программы Horizon 2020, в соответствии с которой в период 2014-2020 гг. в итоге планируется потратить 79.3 млн. евро. Из бюджета программы около 40% направлено на разрешение ключевых социальных задач: - здравоохранение, различные демографические изменения, благосостояние населения (8 млн. евро); - экологически чистый современный интеллектуальный транспорт (6.8); - чистая, безопасная, эффективная энергетика (5.8); - сельское хозяйство, безопасность продуктов питания, экосистемы и биоэкономика (4.2); - безопасное, инновационное общество (3.8); - борьба с последствиями изменений климата (3.2 млн. евро) (16). В развитых государствах пристальное внимание уделяется сегодня быстроразвивающимся направлениям, а это био- и нанотехнологиии (приложение 2, рисунок 2). В данной ситуации лидером по затратам на ИР в современном предпринимательском секторе в сфере биотехнологий можно назвать США (38.6 млрд. долл.). Прочные позиции занимают такие страны, как Франция (3.3 млрд. долл.) и Швейцария (2.6), а также Республика Корея, Япония, Германия, Дания (свыше 1 млрд. долл.). В России аналогичный показатель составил в 2015 г. 223 млн. долл. Общая доля расходов на ИР в этой сфере является особенно высокой в странах ЕС. Так, в Дании и Швейцарии, в Ирландии она варьирует от 17.2 до 27.8% общего объема затрат на ИР в предпринимательском секторе науки. В РФ доля затрат на ИР в сфере наук о жизни в предпринимательском секторе является минимальной – 0.9%.
Рисунок 2 – Удельный вес затрат на исследования и разработки, связанные с био- и нанотехнологиями, в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки в предпринимательском секторе: 2015 (%) (17)
В сфере нанотехнологий по общему объему затрат предпринимательского сектора на ИР лидируют США (17.6 млрд долл.). С заметным отрывом далее следуют Германия, Япония, Республика Корея и Франция (от 0.9 до 1.6 млрд долл. США) и Россия (540.3 млн долл. США). Что касается удельного веса затрат на ИР, связанные с нанотехнологиями, в предпринимательском секторе, то по данному индикатору Россию (2.3%) опережают США (5.5%), Германия (2.7%) и Франция (2.5%). Таким образом, современные зарубежные страны занимаются активной разработкой приоритетных направлений развития науки и техники. Ключевой тенденцией на современном рынке научно-технической продукции можно назвать развитие международного сотрудничества. В целом, международное сотрудничество сегодня рассматривается как определенная форма объединения различных интеллектуальных ресурсов своего государства и иностранного партнера непосредственно для разрешения сложной задачи; активная реализация необходимости участия непосредственно в едином современном мировом процессе научного развития. Характерными чертами процессов современной европейской интеграции технологий и науки являются (5. – С. 13): 1. Расширение активного сотрудничества ученых стран Западной Европы непосредственно в страны СНГ и Восточной Европы – в рамках выполнения различных специальных современных научных программ, которые были разработаны Европейским Союзом. 2. Создание Центров совместных исследований (сегодня для их активного финансирования предусматривается самостоятельный бюджет, они принимают участие в каких-либо конкретных различных исследовательских программах как партнеры). 3. Создание межправительственной организации – Международный научный и технологический центр (МНТЦ). Главной целью данной организации можно назвать переориентацию ученых, которые работают в каких-либо военных областях исследований, непосредственно в гражданские области. Члены МНТЦ: ЕС, США, Япония, Россия, Грузия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан. Областями исследований можно назвать энергетику, ядерную безопасность, охрану окружающей среды, биотехнологию и науку о жизни, современные космические технологии, информатизацию и коммуникации, новые материалы и прочие. 4. Интернационализация науки и технологий странами НАТО непосредственно в рамках Научной программы НАТО, а также Программы научного партнерства НАТО и других специальных программ. 5. Создание Европейской организации по ядерным исследованиям – крупнейшего в мире научно-исследовательс ого центра в области физики элементарных частиц. Члены организации: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Чехия, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция. Статус наблюдателя имеют Израиль, Индия, Россия, США, Турция, Япония. Сегодня на определенном экспериментальном оборудовании ЦЕРН трудится примерно 7000 ученых из 500 научных центров и университетов – это половина всех физиков, изучающих микромир. 6. Государствами Евросоюза был принят важнейший документ – План развития современной международной инфраструктуры инноваций, а также передачи технологий, основной целью которого можно назвать ускорение, упрощение различных процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на наднациональном и национальном уровне, а также активное содействие распространению инноваций в Евросоюзе...
Заключение
Таким образом, цель и задачи, поставленные в данном исследовании, были успешно выполнены. По итогам исследования можно сделать следующие выводы: 1. Наукой следует считать подтверждаемую практикой систему знаний о действительности, как она существует сама по себе. Из определения видно, что в нем объединены две группы признаков: объединяющие науку с предшествующим ей уровнем знания (знания о действительности, как она существует сама по себе, и подтверждаемость этих знания практикой) и отличающие ее от предшествующего ей уровня знаний (система сознательно упорядоченных знаний). Наука и техника в прошлом столетии стали подлинными локомотивами истории. Можно сказать, что они придали ее беспрецедентный динамизм, а также предоставили во власть человека огромную силу, позволившую существенно увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. 2. Приоритетными направлениями развития науки и техники являются ключевые сферы разработок и исследований, реализация которых в итоге должна обеспечить существенный вклад в научно-техническое и социальное, промышленное развитие государства, в достижение непосредственно за счет этого каких-либо национальных определенных социально-экономичес их целей. Можно сказать, что в каждом из основных приоритетных направлений развития современной науки и техники можно выделить совокупность различных критических технологий. Под критическими технологиями принято понимать технологии, носящие межотраслевой характер. Они создают предпосылки непосредственно для активного развития многих технологических сфер, направлений исследований, разработок. В совокупности они дают основной вклад непосредственно в разрешение основных проблем реализации приоритетных направлений развития науки, технологии. 3. Современные зарубежные государства проводят достаточно активную политику, направленную на поддержку приоритетов научно-технологическ го развития. В развитых государствах пристальное внимание уделяется сегодня быстроразвивающимся направлениям, а это био- и нанотехнологиии. Ключевой тенденцией на современном рынке научно-технической продукции можно назвать развитие международного сотрудничества. 4. В России изначально подготовка различных материалов непосредственно по приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню ключевых критических технологий осуществлялась в несколько этапов. В первую очередь, проанализированы были перечни научно-технологическ х приоритетов современных промышленно развитых государств. Итоговый определенный перечень основных критических технологий федерального уровня состоял из 70 позиций по 7 приоритетным направлениям развития науки и техники. 5. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899, основными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации являются: противодействие терроризму и безопасность; современная индустрия наносистем; информационно-телеком уникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, специальной и военной техники; рациональное природопользование; робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения; космические и транспортные системы; энергосбережение и энергоэффективность, ядерная энергетика. Таким образом, в современных условиях, учитывая значение приоритетных направлений развития науки и техники для общего поступательного развития России, политика государства непосредственно в отношении науки должна быть направлена на отработку взаимоприемлемых норм и правил, стимулирующих повышение эффективности работы всех научно-исследовательс их и образовательных организаций.
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» 2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономичес ого развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 47. – ст. 5489. 3. «Прогноз долгосрочного социально-экономичес ого развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) // СПС «Консультант Плюс» 4. Белова Ю.Ю. Роль науки в современном обществе знания / Ю.Ю. Белова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. – С. 10-15. 5. Бондаренко Т.Г. Перспективы развития рынка научно-технической продукции / Т.Г. Бондаренко // Экономика сельского хозяйства России. – 2016. – №8. – С. 13-16. 6. Голованова Е.В. Прогностический потенциал теории постиндустриализма Д. Белла / Е.В. Голованова // Вестник славянских культур. – 2013. – №4 (30). – С. 11-17. 7. История и философия науки : учеб. пособие / под. общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект : Альма Матер, 2007. – 390 с. 8. Котенко В.П. Методологические проблемы анализа научных теорий / В.П. Котенко // Библиосфера. – 2013. – №3. – С. 29-38. 9. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С.А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2008. – 288 с. 10. Мухутдинова Т.З. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и критические технологии федерального уровня / Т.З. Мухутдинова // Вестник Казанского Технологического Университета. – 2012. – №14. – С. 247-254. 11. Никифоров А.Л. Роль науки в современном обществе / А.Л. Никифоров // Философия науки и техники. – 2014. – №1. – С. 1-26. 12. Островский Э.В. История и философия науки: Учебное пособие / Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 с. 13. Рогов В.Б. Основные направления государственной научно-технической политики в Российской Федерации / В.Б. Рогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 301-305. 14. Черных С.И. Приоритеты в развитии науки и технологий / С.И. Черных // Экономическое возрождение России. – 2014. – №1 (39). – С. 6-14. 15. Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники / В.Ф. Шаповалов. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 212 с. 16. Наука. Технологии. Инновации. – URL: data/2016/12/28/1114848 84/NTI_N_34_28122016. df (дата обращения: 12.12.2020). 17. Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ на основе данных Росстата; OECD Key Biotech Indicators (KBI) oe.cd/kbi; OECD Key Nanotech Indicators (KNI) oe.cd/kni; сведения Европейской Комиссии. – URL: research/horizon2020/ df/press/horizon_2020 budget_constant_2011. df (дата обращения: 12.12.2020).
Приложение 1
Приоритеты мировых центров научно-технического развития
Приложение 2
Затраты предпринимательского сектора на исследования и разработки в области био- и нанотехнологий: 2015 (млн. долл. США, по паритету покупательной способности национальных валют)
Приложение 3
Внутренние затраты на исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.