Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 114437
Наименование:
Курсовик Романтизм в рассказах Горького 1890-х годов.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 03.12.2018.
Год: 2018.
Страниц: 29.
Уникальность по antiplagiat.ru: 84. *
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……….3 ГЛАВА I. Жизненный путь Максима Горького………5 ГЛАВА II. Романтизм и его роль в творчестве М.Горького………8 2.1 Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»………10 2.2 Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе»………14 2.3 «Песня о Буревестнике»……… 18 ГЛАВА III. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров………...21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...29
ВВЕДЕНИЕ
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868–1936) – одна из самых значительных фигур в мировой культуре нашего столетия и одновременно – одна из самых сложных и противоречивых. В последнее десятилетие предпринимались попытки «сбросить творчество Горького с парохода современности». Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым… Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и драматургии, но и к мемуаристике. Раннее творчество A.M. Горького отмечено влиянием романтизма. «В наследии любого писателя что-то может нравиться, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А.М. Горького. Ранние его произведения – романтические песни и легенды – оставляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Красивы герои этих рассказов. И не только внешне – они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл.» [22; с.36.] Одним из наиболее ярких ранних произведений A.M. Горького является рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея – стремление выявить истинную ценность человеческой личности. В 1895 году Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанск му благополучию: «Рожденный ползать – летать не может». В этом произведении Горький поет песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость жизни». Горький считал, что с организацией «здорового трудящегося народа – демократии» утвердится особая духовная культура, при которой станет «жизнь – радостью, музыкой; труд – удовольствием». Вот почему в начале XX века очень часты признания писателя о счастье «жить на земле», где должна наступить «новая жизнь в новом веке». Актуальность работы: определяется недостаточной изученностью романизма в произведениях Максима Горького 1890-х годов. Научная новизна курсовой работы заключается в том, что упор сделан на изучение рассказов и поэм Горького написанных после 1890-х годов. Предмет исследования: произведения Горького 1890-х годов. Объект исследования: Романтизм. Цель исследования: выявление особенностей романтизма Максима Горького в произведениях 1890-х годов. В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи: 1. Дать общую характеристику жизненного пути писателя. 2. Проанализировать произведения М.Горького: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». 3. Проанализировать трансформации романтической традиции в творчестве различных мастеров. Теоретическая значимость: результаты, изложенные в работе, могут способствовать более глубокому пониманию специфики романтизма в произведения Горького в 1890-х годов. Практическая значимость: определяется тем, что материал курсовой работы может быть использован при изучении творчества Максима Горького.
ГЛАВА I. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ МАКСИМА ГОРЬКОГО.
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Сын управляющего пароходной конторы Максима Савватиевича Пешкова и Варвары Васильевны, урожденной Кашириной. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Алексею Пешкову пришлось с детства зарабатывать себе на жизнь, что и побудило писателя в дальнейшем взять себе псевдоним Горький. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. Из Казани переехал в Царицын, работал сторожем на железной дороге. Затем возвратился в Нижний Новгород, где стал писцом у присяжного поверенного М.А. Лапина, много сделавшего для юного Пешкова. Занимался пропагандой революционных идей. Первый рассказ Максима Горького, «Макар ре Чудра», был опубликован ре 1892 году в ре газете «Кавказ». ре Герой этого ре рассказа – человек «с ре солнцем в крови», ре сильный, гордый, ре красивый. Такой ре герой должен был «ре усилить волю ре человека к жизни, ре возбудить в нем мятеж ре против действительности, ре против всякого ре гнета ее». [12; с.128] В ре 1895 выходит ре рассказ «Старуха ре Изергиль», который был ре неоднозначно принят ре критиками...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ре Ранние произведения ре М. Горького отражают ре незавершенность его концепции ре мира и художественного ре творчества. В них он выступает как ре романтик, причем его ре романтизм совмещает в ре себе как традиционные, так и ре новые художественные ре приемы. Горький ре создает свой ре собственный мир. В нем часто ре можно наблюдать ре некоторые особенности ре современной ему России. Тем не ре менее горьковская ре художественная реальность н ре живет по собственным ре внутренним законам, ре отличающимся от законов, ре существовавших для реалистов XIX ре века. Природа в ре этом мире ре тесно связана с ре душевным состоянием ре героев, что соответствует ре канонам романтизма. ре Море в рассказе «ре Челкаш», лес в легенде о ре Данко, степь в ре рассказе «Дед ре Архип и Ленька» ре изменяются по ходу ре развития сюжета. ре Если в начале ре произведения природа ре спокойна и обычна, то во ре время основного ре конфликта она отражает ре душевное напряжение ре героев: начинается ре гроза или буря. ре Природа либо ре помогает людям, ре создавая естественный фон ре свободной, вольной ре жизни, как в начале ре рассказа «Старуха ре Изергиль», либо ре противостоит им. Впрочем, в ре этом противостоянии ре участвует, скорее, не ре столько сама ре природа, сколько ее «ре ложное подобие», ре созданное людьми. ре Воплощением этого «ре ложного подобия» ре является портовый ре город, который «ре дышит мощными ре звуками страстного ре гимна Меркурию», или «ре живой» лес, возникший ре из-за страха ре людей. В обоих ре случаях созданная ре людьми реальность «ре поработила и обезличила их», ре поэтому она должна ре исчезнуть в тот момент, ре когда им удается ре победить свой ре страх. Напротив, ре подлинная природа ре всегда жива, она ре воплощает неизменные и ре вечные законы ре жизни, поэтому ре большинство рассказов ре заканчивается пейзажами, ре символизирующими «вечность», ре неподвластную мелким ре страстям красоту и ре гармонию. С природой ре обычно связан и ре главный герой, ре вокруг которого ре строится повествование: ре Челкаш чувствует ре себя свободным ре только в море, ре умирающий Ларра ре смотрит в небо. ре Такая связь ре позволяет выделить ре главного героя, что ре соответствует традиции ре романтизма. Этот ре герой – изгой в ре обществе, он всегда ре одинок. Не являясь «ре вторым Я» автора, он тем не ре менее воплощает ре определенные идеи, ре близкие Горькому. У ре главного героя, как ре правило, есть ре антагонист, придерживающийся ре противоположного взгляда на ре жизнь. Между ре ними и возникает ре конфликт, на основе ре которого разворачивается ре сюжет. Таким ре образом, основной ре конфликт не только ре межличностный, но и идейный. «ре Свободные» герои ре противостоят героям, ре зависящим либо от ре денег, либо от «ре традиций», либо от «ре незнания». Свобода для ре всех резко ре отличается от свободы для ре себя. Первую ре воплощает Данко, ре вторую – Ларра. ре Только свобода для ре всех может ре принести счастье ре людям, научить их «ре видеть жизнь», как ре говорит старуха ре Изергиль. Ее судьба ре противопоставлена мещанскому ре идеалу «спокойной ре жизни». «Мещанский ре идеал» для Горького – это и ре мечта Гаврилы «о ре доме», и «забота» ре деда Архипа о ре Леньке, и «мудрость» Ужа. ре Горький считал, что ре человек не только ре скопление грехов и ре пороков, но и существо, ре способное изменять ре себя и мир. Из-за ре этого всякая ре этика должна ре быть «активной», то ре есть должна ре оценивать человека с ре точки зрения его ре способности «жить, а не ре примиряться». Противостояние ре двух этик ре составляет основу ре сюжета. Завязкой ре оказывается проблема, на ре которую две разные ре системы взглядов ре дают разные ре ответы. Это украденный ре платок в рассказе «ре Дед Архип и ре Ленька», проблема «ре цены денег» в «ре Челкаше» или свободы в «ре Старухе Изергиль». ре Затем конфликт ре развивается и наступает ре развязка, причем ре герой может ре погибнуть, но его идеи ре побеждают. Побеждают не в ре реальной жизни, а в ре читательской оценке ре происходящего. Сокол не ре смог доказать «ре свою правду» Ужу, но ре именно он предстает ре перед читателями в ре качестве положительного ре героя. Такое ре противостояние двух ре мировоззрений проявляется и во ре внешнем облике ре персонажей, и в их восприятии ре действительности. «Красивые ре люди» всегда ре сравниваются с птицами, они «ре способны летать», в ре отличие от «рожденных ре ползать». Внешностью и ре речью они, так же как и романтические ре герои XIX века, ре резко отличаются от ре окружающих людей. Мир «ре красивые люди» ре видят по-своему, для них не ре существует в нем ничего ре страшного и непонятного. Для ре Челкаша «огненно-голубой ре меч», увиденный ре Гаврилой, является ре простым «фонарем ре электрическим». Итак, мировоззренческие проблемы, привлекающие внимание Горького, определяют художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один из них несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими персонажами XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айхенвальд Ю.И. Тютчев //Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994. 2. Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. – СПб.: 2000. 3. Балухатый С.А.М. Горький. 1868–1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. с. 378. 4. Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12. 5. Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М. Горький. Творческие искания и судьба. Горький, Волго-Вятское книж. изд-во, 1990. 6. Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на «реалистический» стиль Горького // Русская литература, ХХ век. – СПб., 2003. – 79 с. 7. Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М. Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с. 8. Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996 г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С. 16–17. 9. Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С. Грина. 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2002. – 224 с. 10. Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия. – 2002, 352 с. 11. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901–1906 гг. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с. 12. Горький М. Несвоевременные мысли. – М.: Современник, 1995. – 128 с. 13. Горький Максим. Избранное. – М.: Издательство АСТ. – 2002, 432 с. 14. Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№10). 15. Классики русской литературы. – М.: Кварт. – 2003. – 36 c. 16. Коломиец А.К. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, №3. 17. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. – М.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. – 393 с. 18. Литвинова В.И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе Государственный комитет РФ по высшему образованию Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Абакан, 1996. – 56 c. 19. Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. – М., 2003. – 617 с. 20. Парамонов Б. Произведения М. Горького. – М.: 2003. – 507 с. 21. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997. 22. Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. – М,: 2000. – 36.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.