Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Культурология.
Добавлен: 11.06.2019.
Год: 2019.
Страниц: 24.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Инженерно-экономичес ий институт.
РЕФЕРАТ По дисциплине: «Культурология» Романтизм: живопись, литература, философия, музыка.
Красноярск 2019? Оглавление Введение 3 В живописи 5 Романтизм в русской литературе XIX века 10 В философии 13 Характерные черты эпохи романтизма в музыке. 15 В скульптуре и архитектуре 22 Список используемых источников 24
? Введение Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму. В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике. Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого слова явился как бы высшей точкой антипросветительског движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально – идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антогонизмы, а также «дробление», навелировку и духовное опустошение личности. Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них- малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной десницы истории государств.
В живописи В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графики, менее отчетливо – в скульптуре. ( В архитектуре романтизм получил слабое отражение, повлияв главным образом на садово – парковое искусство и архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотическими мотивами, а также на направление так называемой ложной готики.) В конце 18 – нач. 19 вв. черты романтизма в разной мере уже присущи: в Англии – живописным и графическим произведением швейцарца И.Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическая ясность образов не редко прорывается мрачный, изощренный гротеск; живописи и графике (а также поэзии) У. Блейка, проникнутым мистическим визионерством; и Испании – позднему творчеству Ф. Гойи(1749-1828) , исполненному безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против феодального гнета и насилия. Этот художник, однако, был столь самостоятелен и оригинален, что отнести его полностью к какому-нибудь направлению невозможно. Он начинал с портретов и жанровых сцен в духе рококо, в позднейших работах достиг беспощадной правдивости и создавал фантастические образы потрясающей силы. Будучи родом из бедной семьи, он пользовался покровительством короля и стал придворным живописцем. Гойя никому не угождал и мог себе позволить открыто разоблачать в своих произведениях ограниченность, глупость и уродство членов королевской семьи и самого короля Карла IV. Мрачные сцены времен французской оккупации Испании и народной освободительной войны против французов запечатлены в графической серии «Ужасы войны». Еще раньше он создал «Капричос» («Капризы»), где изображены такие мерзкие чудовища, какие только могли родиться в воображение испанца, выросшего в среде, полной предрассудков и запуганной инквизицией. Эти образы намекали на царившие в Испании произвол, власть инквизиции, безнравственность и невежество. Во Франции – приподнято- взволнованным портретом, созданным Ж.Л. Давидом в период Великой французской революции. Наиболее последовательно школа романтизма сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и отвлеченным рационализмом официального искусства академического классицизма. Основателем романтической школы явился Т. Жерико (1791-1824), смелый новатор в живописи, в творчестве которого все более нарастали протесты против окружающей действительности и стремление откликаться на исключительные события современности. Первым крупным творением французского романтизма была его картина «Плот Медузы». На ней изображены люди с потерпевшего крушение фрегата «Медуза», когда они пытаются привлечь внимание проплывающего вдали корабля. Беспокойное, полное бурного движения построение напряженный строй чувств характеризуют эту картину. Подобные были присущи барочной живописи 17 века; романтики возродили их в своем искусстве. Признанным главой школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа (1798-1863), создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом, особенно полно и ярко воплотивший тяготение романтизма к большим темам эмоциональной насыщенности образов, поиском новых выразительных средств в живописи. Одна из картин молодого художника, посвященная борьбе греческого народа за свою независимость – «Резня на Хиосе» получила презрительную кличку «резня живописи». В этом сказалась ненависть представителей официального искусства к проявлениям нового в художественной мысли. В 1830 г., когда во Франции поднялась новая революционная война, Делакруа откликнулся на события прославляющей революцию большой картиной «Свобода на баррикадах». Свободу в ней олицетворяет женщина с трехцветным знаменем в руках и в красном фригийском колпаке. Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти. Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущие по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление бурного движения. Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце, сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды- все это было запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах. Во всех своих работах он свободно обращался с краской, часто использовал чистые цвета, особенно любил рядом с пылающе – красным ярко - зеленый. Трактовка цвета в живописи Делакруа стала примером для многих художников конца 19 века. Отвергая в настоящем все обыденное и косное, обращаясь только к кульминационным, драматически острым моментам современной истории, французские романтики находили темы и сюжеты в историческом прошлом, легендах и фольклоре, в экзотической жизни востока, в произведениях Данте, Шекспира, Байрона, Гете – создателей монументальных образов и сильных характеров. Романтизм в центре мироздания ставит человека. Человек в представлении романтиков является венцом процесса общемирового возвышения. В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности, напряженной духовной жизни человека, движение его мимолетных чувств; отголоском человеческих страстей становится и романтический пейзаж, в котором подчеркивается мощь природных стихий. Романтики стремились предать образам мятежную страстность и героическую приподнятость, воссоздать натуру во всех ее неожиданных неповторимых проявлениях, в напряженной – выразительной взволнованной художественной форме. В противовес классицизму, романтики придавали композиции повышенную динамику, объединяя формы бурным движением и прибегая к резким объемно – пространственным эффектам, использовали яркий насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов, сверкающую и легкую, нередко обобщенную манеру письма. Французские романтики сделали более массовым искусство графики, создав новые гибкие формы в литографии и книжной ксилографии (Н.Т. Шарле, А.Т. Девириа, Ж. Жигу и др.). С романтической школой связано и демократическое в своей идейной основе творчества крупнейшего графика – карикатуриста О. Домье, на живопись которого романтизм повлиял особенно сильно. Разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, идеализация далеких от повседневности явлений, подчеркнутый индивидуализм мировосприятия, склонность к театрализации мотивов, свойственные романтизму в целом, нередко переходили в трагический пессимизм, аналогию средневековья крайне субъективную окраску образов и их мелодраматическую патетику. Еще более сложным и противоречивым было развитие романтизма в Германии. Немецкая романтическая школа философии создала максимально приближенные к искусству, эстетически совершенные тексты. Романтические философы, положив в основание философии интуитивный символ, а не научное понятие, породнили философию и искусство. Для художников дюсельдорфской школы (А. Ретель, В. Шадов, К.Ф. Зон, Т. Хильдебрандт и др.), в известной мере близкой романтизму были характерны, помимо воспевания средневековой идиллии в духе современной романтической поэзии, поверхностная сентиментальность и сюжетная занимательность. Предшественником романтизма был немецкий пейзажист Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Он создавал широкие пейзажные панорамы, где в прозрачном воздухе вырисовывались четко написанные дали. В этих картинах тянутся в небо пихты, с колючей хвоей и узловатые ветви дубов, печально высятся готические развалины, в таинственной тишине из морского тумана выплывают парусники, уединенные пары в благоговейном восхищение созерцает мир, залитый лунным сияниям вечерней зари. В Англии в 1-й половине 19 в. известной близостью к французскому романтизму и вместе с тем самобытностью отмечены пейзажи У. Тернера. Скрытое в природе таинственное очарование, ее мгновенной, переменчивое настроение запечатлял он в своих картинах. В морских, окутанных туманом мотивах Тернера живое движение кисти создает такую игру света и цвета, цвета которая служила школой для живописцев материковой Европы еще в конце 19 века. ? Романтизм в русской литературе XIX века Главными событиями, имевшими огромное влияние на ход развития романтизма в России, были Война 1812 года и восстание декабристов 1825 года. Однако отличаясь самобытностью и оригинальностью, русский романтизм начала 19 века является неотделимой частью общеевропейского литературного движения и обладает его общими чертами и основными принципами. Возникновение русского романтизма совпадает по времени с назреванием социально-историческ го перелома в жизни общества того времени, когда общественно-политичес ий уклад Российской державы находился в неустойчивом, переходном состоянии. Люди передовых взглядов, разочаровавшись в идеях эпохи Просвещения, пропагандирующие создание нового общества, основанного на принципах разума и торжества справедливости, решительно отторгнув принципы буржуазной жизни, не понимая суть антагонистических жизненных противоречий, чувствовали ощущения безысходности, потерянности, пессимизма и неверия в разумное решение конфликта. Главной ценностью представители романтизма считали человеческую личность, и заключенный в ней таинственный и прекрасный мир гармонии, красоты и высоких чувств. В своих произведениях представители данного направления изображали не реальный мир, слишком низменный и пошлый для них, они отображали вселенную чувств главного героя, его внутренний мир, наполненный мыслями и переживаниями. Через их призму и проступают очертания реального мира, с которым он не может смириться и поэтому старается возвыситься над ним, не подчиняясь его социально-феодальным законам и моралям. Одним из основоположников русского романтизма считается известный поэт В.А Жуковский, создавший ряд баллад и поэм, имевших сказочное фантастическое содержание («Ундина», «Спящая царевна», «Сказка о царе Берендее»). Его произведениям присущ глубокий философский смысл, стремление к нравственному идеалу, его поэмы и баллады наполнены его личными переживаниями и размышлениями, присущие романтическому направлению Задумчивые и лирические элегии Жуковского сменяют романтические произведения Гоголя («Ночь перед Рождеством») и Лермонтова, творчество которых носит своеобразный отпечаток идейного кризиса в сознании общественности, впечатленной разгромом движения декабристов. Поэтому романтизм 30-х годов 19 века характеризуется разочарованием в реальной жизни и уходом в придуманный мир, где все гармонично и идеально. Романтические главные герои изображались как люди, оторванные от действительности и потерявшие интерес к земной жизни, вступающие в противоречие с обществом, и обличающие сильных мира сего в их грехах. Личная трагедия этих людей, наделенных высокими чувствами и переживаниями, состояла в гибели их нравственных и эстетических идеалов. Умонастроения прогрессивно думающих людей той эпохи наиболее ярко отразилось в творческом наследии великого русского поэта Михаила Лермонтова. В его произведениях «Последний сын вольности», «Новгороду», в которых четко прослеживается образец республиканского вольнолюбия древних славян, автор выражает горячее сочувствие борцам за свободу и равенство, тем, кто выступает против рабства и насилия над личностью людей. Для романтизма характерно обращение к историческим и национальным истокам, к народному фольклору. Это наиболее ярко проявилось в последующих произведениях Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), а также в цикле стихотворений и поэм о Кавказе, который воспринимался поэтом как страна вольнолюбивых и гордых людей, противостоящих стране рабов и господ под властью царя-самодержца Николая I. Образы главных в произведениях «Измаил-бей» «Мцыри» изображены Лермонтовым с большой страстью и лирическим пафосом, несут ореол избранников и борцов за свою Отчизну. К романтическому направлению также можно отнести раннюю поэзию и прозу Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поэтические произведения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова, творчество поэтов-декабристов К. Ф. Рылеева, А. А. Бестужева-Марлинског , В. К. Кюхельбекера. ? В философии Романтизм как философское течение сформировался лишь в начале 19 века. К тому времени был накоплен огромный опыт развития философии, искусства, психологии. Важный фактор, ускоривший процесс создания философии романтизма, - разочарование молодого поколения в капиталистическом обществе. Идеологи капитализма прославляли и расхваливали его, возлагали на него большие надежды. Молодые люди, полные благородных стремлений и возвышенных жизненных планов, окунувшись в жизнь капиталистического общества, испытали глубокое и тотальное разочарование. Реальное буржуазное общество предстало перед ними во всем своем «великолепии». Вопиющие противоречия раздирали его. Войны, нищета, несправедливость, коррупция, кумовство, индивидуализм коверкали миллионы человеческих жизней. Усилились настроения безнадежности, отчаяния, пессимизма. Серая и однообразная повседневная жизнь порождала скуку, уныние, тоску по прошлому, желание увидеть отдельные экзотические страны и народы. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против бездуховности, обывательщины, пошлости, эгоизма, всевластия денег вызвали страстное стремление ко всеобщему обновлению, неутомимую жажду морального совершенствования людей, неуемное желание революционных героических свершений. Усилился поиск альтернативных капитализму духовных ценностей. Романтики упорно искали ответы на мучившие их вопросы. Почему социальная действительность противится осуществлению высоких и полезных идеалов? Почему возвышенные и благородные личности оказываются чуждыми капиталистическому обществу? Почему социальная справедливость остается утопической мечтой? Романтики болезненно остро переживают трагический разлад между идеалом и действительностью. Они воспевают красоту человеческого духа, непреходящую ценность творческой личности, величие человеческого разума, удивительный мир воображения, сложность и красоту человеческих чувств. Романтизм создает новый образ идеального человека: свободолюбивого, презирающего мелочное корыстолюбие и рабскую психологию, гордого и мятежного тираноборца, рыцаря с высокими нравственными идеалами (чести, достоинства, любви), критически мыслящего. Романтики в поисках реальных образов обращаются к разным эпохам, странам, народам, культурам. Выше всего они ценят философию и искусство – сферы свободного творчества личности. Романтики в своих произведениях искусства, публичных выступлениях, очерках, публицистике пропагандировали активную жизненную позицию, героическое самопожертвование во имя великих идеалов, революционное обновление закостенелой действительности, сильные страсти, постоянное духовное развитие личности, самостоятельность мышления. В философии романтизма определяющую роль играли этические и эстетические категории. Романтики самоотверженно встали на защиту свободы, суверенности и ценности творческой личности. Они стремились охватить богатство и самобытность истории, культуры, индивидуальности. Романтизм создал новые жанры (приключенческий роман, исторический роман, детективная повесть, фантастическая повесть, психологический роман и т.п.). ? Характерные черты эпохи романтизма в музыке. Более ста лет царствовал в музыкальной культуре романтизм (1800 – 1910). Именно в этом искусстве он оказался долгожителем, в то время как в литературе и живописи он смог продержаться только по пятьдесят лет. Это нельзя назвать случайностью. В понимании романтиков музыка является самым духовным искусством и обладает наибольшей свободой. Одной из главнейших черт музыки эпохи романтизма следует назвать её синтезирование с другими видами искусства. Более того, романтики не были сторонниками строгого и чёткого жанрового подразделения. Смешивались и эстетические категории. Трагизм легко уживался с комизмом; уродливое с прекрасным; приземлённое с возвышенным. Такие контрасты не выглядели неубедительными или неестественными. Главнейший художественный приём – романтическая ирония – позволяла соединять несоединимое. Благодаря ей возникала и особая картина мира, присущая романтизму. Несмотря на тенденцию к смешению жанров, многие из них, разумеется, имели право на самостоятельное существование и сумели существенно развиться в этот период; возникли и специфические жанры. В первую очередь, это жанр романтической музыкальной поэмы и баллады (ярчайший представитель – Ф. Шуберт); песни; фортепианные миниатюры. О фортепианной миниатюре следует сказать особо. Она была предназначена для того чтобы передать какой-то образ, впечатливший автора, или его настроение. Фортепианная миниатюра могла иметь жанровое уточнение: вальс, песня, песня без слов, мазурка, ноктюрн. Часто обращались композиторы к программной музыке, объединяли свои произведения в циклы. Характерным для эпохи романтизма является известный фортепианный цикл Р. Шумана «Карнавал», отражающий свободный характер эстетики романтизма. «Карнавал» содержит двадцать один номер. Это сменяющие друг друга зарисовки, отличающиеся друг от друга настроением, картинками, портретами, но многие из них объединены единым сюжетом. Композитор рисует воображаемый праздник, на который приглашены гости-маски. Среди них привычные карнавальные персонажи – робкий Пьеро, озорной Арлекин, ворчащие друг на друга Коломбина и Панталоне (всё это великолепно передано музыкальными средствами). «Карнавал» таит в себе очень оригинальный замысел. Сам композитор назвал свой цикл «миниатюрными сценами на 4-х нотах», так как вся мелодика строится на них. Четыре ноты композитор взял в различных последовательностях и комбинациях и в результате они образовали подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы. С точки зрения композиции, «Карнавал» демонстрирует высшую степень композиторского мастерства. Все песни цикла отличает совершенство отделки, блеск и виртуозность. В целом весь цикл являет пример гармоничного сочетания и цельности. Если говорить о программной музыке более подробно, то здесь можно выделить такую черту, как соединение с другими жанрами: литературой, живописью. Форма сочинения становится зависимой от сюжета. В связи с этим возникают симфонические поэмы, одночастные концерты и сонаты; многочастные симфонии. Таким образом, в эпоху романтизма развивалась и камерная вокальная музыка, и камерная инструментальная... ? Список используемых источников 1. Белоусова С.С. Романтизм. – М.: Росмэн, 2004. – 115 с. 2. Галацкая В.С. Немецкий композитор Роберт Шуман/В.С. Галацкая. – М.: Знание, 1956. – 33 с. 3. Гордеева Е.М. Могучая кучка/Е.М. Гордеева. – М.: Музыка. – 270 с. 4. История всемирной литературы: в 9-ти т. – Т. 6 М., 1989. 5. История зарубежной литературы XIXвека. /Под ред. Я.Н.Засурского, С.Н. Тураева. – М., 1982. 6. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: в 2-х ч./Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1997. 7. История зарубежной литературы XIXвека./ Под ред. Е.М,Апенко.- М., 2001. 8. Г.Н.Храповицкая, А.В. Коровин. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм.- М.,2002. 9. История западноевропейской литературы XIXвека./Под ред. Т.В.Соколовой. - М., 2003
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.