Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 119413


Наименование:


Курсовик СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Культурология. Добавлен: 13.01.2020. Год: 2020. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: 66. *

Описание (план):



КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету Искусство

на тему: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ


Содержание

Введение 3
Глава 1. Практические аспекты становления и развития народной певческой культуры 9
1.1 Фольклорное движение и фольклорные коллективы в Самарском регионе 9
1.2 Учебные заведения Самары и Самарской области 13
Вывод по первой главе 16
Глава 2. Процесс становления и развития народной певческой культуры в Самарском регионе 17
2.1. История народной певческой культуры в Самарском регионе 17
2.2 Коллективы Самары и Самарской области 19
Вывод по второй главе 25
Заключение 26
Список литературы 27


Введение

Актуальность. Актуальность исследования темы обусловлена противоречиями между потребностями современного российского общества в сохранении и развитии традиционной народной культуры, в том числе - певческой, и проблемами, существующими в данной сфере.
Русское народное песенное исполнительство является одним из направлений Российской музыкальной культуры. Русским народом создавалось большое количество музыкальных песенных произведений, бытующих с древних времен и дошедших до наших дней.
На протяжении веков сложились устойчивые традиции русского народного пения. Понятие «народные певческие традиции» охватывает разнообразные по содержанию и особенностям художественной формы музыкальные и музыкально поэтические произведения, созданные и исполняемые в народе.
Особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен наложили климат и социально-культурные условия того или иного региона, обусловив некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились местные традиции песенного фольклора, под которым понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.
Необходимость сохранения и развития русских народных певческих традиций привела к появлению профессиональных исполнительских коллективов, опирающихся в своем творчестве на народные манеру исполнения, на фольклорный музыкальный репертуар, народные традиции.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Изучение песенного творчества имеет свою определенную историю. Песни издавна были объектом научного внимания философов, этнографов, историков, искусствоведов, фольклористов. Работы этих ученых являются значимой частью культурного наследия.
Фундаментальной основой осмысления этноса, народной песни, воплотившей русский национальный характер, ментальность народа, его мировоззренческие установки, формы бытия, стали философские исследования проблем духовной культуры К.С. и И.С. Аксаковых, М.М. Бахтина, JI.H. Гумилева, А.Ф. Лосева, A.C. Хомякова и др.; мыслителей Древнего мира (Аристотель, Тит Лукреций Кар, Софокл, Цицерон); нового времени (Дж. Локк и др.); русских философов Серебряного века (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский);отечеств нных мыслителей XVIII - XX веков (В.Г. Белинский, H.A. Добролюбов, И. А. Ильин, Г.В. Плеханов, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский);западн х философов (Г. Гегель, И. Гердер, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Ф. Ницше, Г. Спенсер, 3. Фрейд, Дж. Фрэзер, О. Шпенглер);
Принципиально важными для формирования целостной научной концепции явились труды историков и культурологов, внесших значительный вклад в разработку отечественных проблем специфики российской культуры - С.С.Аверинцева, А.А.Аронова, Н.А.Бердяева, В.И.Вернадского, B.C. Выготского, Д.С.Лихачева, Т.Н.Суминовой, А.Я.Флиера.
Феноменологическим концепциям культурологии посвящены исследования К.Леви-Стросса, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа (принципиальные положении теории мифа); Ю.М.Лотмана, А.А.Потебни и Ф.Соссюра (структурно-типологи еская семиотика); историческая этнология Л.Н.Гумилева, Д.Чижевского.
Культурно-антрополог ческие положения общей профессиональной педагогики, психологии, разрабатывались в трудах П.П.Блонского, Я.А. Коменского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Б.М.Теплова, К.Д.Ушинского.
Культурологические положения теоретико-музыковедч ских исследований представлены в работах Э.Е.Алексеева, Б.В.Асафьева, И.А.Котляревского, В.Г.Москаленко, Б.Л.Яворского.
Кроме того, большую роль для исследования сыграли труды в области народного творчества, народной художественной культуры, фольклора Т.И. Баклановой, П.Г. Богатырева, В.М. Василенко, В.Е. Гусева, К.С. Давлетова,
A.C. Каргина, K.B. Квитки, И.В. Мациевского, A.M. Мехнецова, М.А. Некрасовой, В.Я.Проппа, Б.Н.Путилова, Н.А.Хренова, К.В.Чистова.
Само народное творчество и его взаимодействие с профессиональным искусством изучали в первую очередь фольклористы - Э.Е. Алексеев, Б.В. Асафьев, А.Н. Веселовский, Н.М. Владыкина-Бачинская, Е.В. Гиппиус, В.И. Еремина, И.И. Земцовский, Н.П. Колпакова, Е.Э. Линева, J1.A. Мазель, Ю.Н. Мельгунов, Т.В. Попова, С.С. Скрипков, А.И. Соболевский, А.Н.Сохор, М.А.Стахович, В.М.Щуров. В исследованиях этих ученых народная песня предстает как составная часть многообразной национальной художественной культуры, развитие которой, с одной стороны, подчиняется общим законам эволюции искусства, а с другой — имеет свою специфику, обусловленную социокультурными и историческими условиями его бытования.
В исследовании автор опирается на работы таких этнографов и фольклористов второй половины XVIII-начала XIX вв., как: М.Д.Чулков (1734-1774), которым был издан сборник в четырех частях «Собрание разных песен» (из 700 опубликованных рукописей -300 являются подлинно народными); И.М. Снегирев (1793-1868) и И.П.Сахаров (1807-1863), начавших работу по собиранию фольклора еще в 20-е годы XIX века; П.В.Киреевский, богатейшее собрание обрядовых песен которого было опубликовано лишь в XX веке, после его смерти, и вошло в золотой фонд русской фольклористики; П.Н.Рыбников, четырехтомное собрание былин и исторических песен которого переиздавалось несколько раз; П.В.Шейн, среди многочисленных трудов которого сборник «Русские народные песни»(1870); А.А.Потебня «Малорусская народная песня по списку XVI века» (1877) и др.
Состояние научной разработанности исследуемой проблемы свидетельствует о наличии достаточно разработанной теоретико-методологи еской базы осмысления феномена русской народной певческой культуры - в аспекте освоения и развития самобытных национально-культурн х традиций, их трансляции в современный социум. Данное диссертационное исследование призвано обобщить опыт изучения становления и развития русской народной певческой культуры применительно к современному обществу и его отношению к исторической памяти, направленного на этнокультурный и духовно-нравственный потенциал.
Самарская губерния в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представляющие различные языковые группы – славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий – православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.
Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно-бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета.
На территории Самарской области в настоящее время проживают представители более чем 100 национальностей. Большинство населения является русским (85,6%), остальные (14,4%) образуют следующие этнические группы: татары – 4,1%, чуваши- 2,7%, мордва – 2,1%, украинцы – 1,4%, армяне – 0,7%, казахи и азербайджанцы – по 0,5%, узбеки – 0,4%, белорусы – 0,3%, башкиры – 0,2%, немцы – 0,2%, представители других национальностей – 1,3%. В области действуют более 100 общественных национально-культурн х объединений регионального и местного уровня [3].
Объект исследования – Самара и Самарский регион.
Предмет исследования – народная певческая культура в Самарском регионе.
Цель – изучение особенностей становления и развития народной певческой культуры в Самарском регионе.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Изучить фольклорное движение и фольклорные коллективы в Самарском регионе;
2. Исследовать учебные заведения Самары и Самарской области;
3. Рассмотреть исторический аспект народной певческой культуры в Самарском регионе;
4. Представить коллективы Самары и Самарской области.
Для решения задач была собрана и проанализирована информация, преимущественно интернет ресурсов, составлен календарь культурных мероприятий, проводимых в городе и направленных на возрождение и распространение национальных традиций народов, проживающих в регионе, а также путеводитель по достопримечательност м, отражающих многонациональный уклад города.
Методологическую основу исследования составили: идеи о сохранении отечественного культурного наследия (Г. М. Науменко, М. Щуров, Л.В. Шамина, А.В. Руднева, Л.Л. Хрисиансен) положения истории русского народного музыкального песенного исполнительства (Н.М. Бачинская, Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин, Т.В. Попова, В. М. Щуров и др.).
Методы исследования – в работе применен метод анализа и синтеза научной литературы по проблеме исследования.
Структура: введение, две главы, заключение, список литературы.
Первая глава посвящена практическим аспектам становления и развития народной певческой культуры, в ней были рассмотрены такие вопросы как:
- фольклорное движение и фольклорные коллективы в Самарском регионе;
- учебные заведения Самары и Самарской области.
Во второй главе рассматривается процесс становления и развития народной певческой культуры в Самарском регионе, для этого мы исследовали исторический аспект становления народной певческой культуры в Самарском регионе, а также представили коллективы Самары и Самарской области.
В заключении мы подвели итоги нашего исследования, представили результаты и сделали обобщающие выводы по работе.


Глава 1. Практические аспекты становления и развития народной певческой культуры

1.1 Фольклорное движение и фольклорные коллективы в Самарском регионе

Фольклор - устное народное творчество, наследие, традиции, песни, сказки, обрядовая поэзия. Рассмотрим особенности Самарского народного костюма. У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Она зависела от климатических условий местности, где жил данный народ и от того, чем занимался [2, с. 20]...


Заключение

Традиции и обычаи любого народа - одна из самых главных составляющих его исторической памяти, ведь именно через них прослеживается сложный и долгий путь развития, который проходит каждая нация из поколения в поколение. Сохраняя свои традиции и обычаи, предметы быта, родной язык и культуру в целом, человек спасает себя и народ, представителем которого является, от исчезновения, а собственную культуру от забвения.
Народная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
В русском народном пении сложились устойчивые традиции исполнения – сольная, хоровая и ансамблевая. В настоящее время их развитие происходит в различных творческих объединениях – аутентичных ансамблях, русских народных хорах и фольклорных ансамблях. Наиболее ярко певческие традиции сохранились в аутентичных ансамблях, где и пение, обучение народной манере пения происходит в быту, согласно крестьянской традиции.
Певческие традиции характерны разнообразием в стиле, манере, способе звукообразования и т.п. Их развитие сегодня также отличается своеобразием, прежде всего, региональных особенностей репертуара, диалекта, манеры пения. Певцы могут изучать и сохранять все особенности, одной певческой традиции, или опираться на их многообразие.
В Самарском регионе на протяжении многих лет ведется активная работа по воссозданию, сохранению и распространению традиционной культуры народов, проживающих на данной территории. Самобытность и многообразие народных традиций откладывало столетиями свои отпечаток на облик города и его культурную жизнь, делая Самарский край уникальным и интересным.
Список литературы

1. Алешко Е.И. Русский фольклор. – М.: Институт наследия, 2016. - 147 с.
2. Аникин В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве (частушки и пословицы) – М.: Владос, 2016. - 89 с.
3. Аничков Е.А. История русского фолклора. – М.: Народная словесность, 2017 - 422 с.
4. Асафьев Б. В. О народной музыке. - Л.: Музыка, 2015. - 248 с.
5. Асафьев, Б.В. О фольклоре. – Л.: Музыка, 2016. 216 с.
6. Байтуганов В.И. Народная манера пения и обучение ей. - Самара: Изд-во НГОНБ, 2016. - 126 с.
7. Бачинская Н.М. Попова, Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия. Изд. 3-е. М.: Музыка, 2018. - 250 с.
8. Гилярова Н.Н. О современной фольклористической терминологии в связи с анализом формульных напевов в русской народной песне. – М.: МГК, 2015. - 131 с.
9. Енговатова, М.А. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурно-типологич ских исследований. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2018. –174. с.
10. Деятельность Линёвой Э.Е. в области русского народного песенного исполнительства Электронный ресурс: item.asp?id=24123545 (дата обращения: 8.01.2020)


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.