Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 114202
Наименование:
Курсовик Словообразовательное гнездо как компонент языковой картины мира
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 14.11.2018.
Год: 2017.
Страниц: 55.
Уникальность по antiplagiat.ru: 71. *
Описание (план):
Содержание
Введение 3 1 Словообразовательно гнездо как компонент языковой картины мира 6 2 Общие характеристики лексико-семантическо группы «явления природы» 10 2.1 Понятие лексико-семантическо группы 10 2.2 Семантическая структура слов лексико-семантическо группы «явления природы» 11 3 Структурно-семанти еская организация словообразовательных гнезд с вершинным словом, называющим явления природы 13 3.1 Структурная организация словообразовательных гнезд 17 3.2 Характеристика словообразовательных аффиксов 34 3.3 Когнитивно-номин тивная модель СГ существительных лексико-семантическо группы «явления природы» 40 Заключение 43 Список использованных источников 46 Приложения 49 Введение
В современной дериватологии большое внимание уделяется изучению словообразовательных гнезд, их структурно-семантиче ких особенностей. В качестве системной единицы словообразовательные гнезда, интегрируют в себе всю специфику явления словопроизводства, а также определяют межуровневые языковые связи. По направлению проф. А. Н. Тихонова, которому принадлежит заслуга выявления данной единицы, под словообразовательным гнездом мы понимаем объединение однокоренных слов, соединенных отношениями производности и имеющих в современном языке живые концептуальные связи. Словообразовательное гнездо (СГ) – системная единица, отражающая парадигматические и синтагматические связи слов [1]. Словообразовательное гнездо состоит из следующих компонентов: вершина, (непроизводное слово), дериваты разных ступеней производности, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма. Вершиной (исходным словом) гнезда является немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово [2, 16]. Важнейшей ячейкой словообразовательного гнезда является производное слово. Оно занимает особое место в системе языковых единиц, что определено его двунаправленной связью: с одной стороны, как и другие единицы лексики, производное слово связано с реалией действительности, с другой стороны, структурно-семантиче кие признаки производного выводятся из другой языковой единицы – производящего слова [3, 37]. В структуре словообразовательных гнезд тесно переплетаются синтагматические и парадигматические отношения производных слов, которые проявляются на уровне словообразовательных парадигм и на уровне словообразовательных цепочек. Словообразовательная парадигма ? это совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства [4, 221]. Структура словообразовательной парадигмы не является иерархичной, так как все ее члены равноправны. Они находятся в отношениях совместной производности. Важным моментом в семантическом анализе является выявление грамматических и лексико-грамматически значений слова. Для выявления семантической специфики лексических единиц мы использовали метод компонентного анализа, представляющий собой процесс расчленения значения слова на отдельные смысловые элементы – семы, выявления иерархии этих сем, совокупность которых составляет семантическую структуру слова. Анализируемые в нашей работе деривационные гнезда представляют лексико-семантическу группу «явления природы». Интерес представляется в том, что производные слова данной группы обладают различной словообразовательной активностью, продуктивностью словообразовательных аффиксов, структурной организацией. Следует отметить, что некоторые слова являются производными, а не вершиной словообразовательного гнезда. Кроме того, особый интерес вызывает определение соотношений количества значений исходного слова с количеством производных. Таким образом, семантический анализ однокоренных слов, связанных словообразовательными связями, позволяет нам определить особенности семантики вершинного слова, являющегося источником дальнейшего познания, тем самым вскрыть механизмы этого познания, глубже понять значение производного слова, представляющего собой результат познавательной деятельности человека. Актуальность настоящего исследования объясняется значимостью описания деривационного потенциала слов лексико-семантическо группы «явления природы» в современном русском языке. Значимость обусловлена необходимостью всестороннего анализа словообразования как системы словообразовательных гнезд, а также недостаточной изученностью этой проблемы в отечественном языкознании. Целью курсовой работы является выявление деривационного потенциала номинаций лексико-семантическо группы «явления природы» в современном русском языке. Цель настоящего исследования обусловлена следующими конкретными задачами: 1) рассмотрение структурной организации СГ лексико-семантическо группы «явления природы»; 2) описание семантической структуры; 3) выявление продуктивности словообразовательных аффиксов, участвующих в процессе производства анализируемых слов; 4) определение семантики аффиксов, при помощи которых образовались производные слова; 5) описание когнитивно-номинатив ой модели СГ существительных лексико-семантическо группы «явления природы». Объектами исследования являются словообразовательные гнезда лексико-семантическо группы «явления природы». Предмет исследования составляют семантические изменения, сопровождающие процесс образования новых слов, связанных одним корнем. Материалом исследования послужили данные словообразовательных и толковых словарей, а также специальная выборка из текстов научной и публицистической литературы. Основным источником сбора фактического материала послужил «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова. Для решения конкретных задач исследования в работе использовались следующие методы: метод компонентного (семного и дефиниционного), дистрибутивного и логического анализа. Научная новизна данного исследования определяется тем, что впервые в словообразовательной науке производится комплексное, структурно-семантиче кое описание словообразовательных гнезд с вершинами существительных лексико-семантическо группы «явления природы»: дается детальная характеристика семантической структуры производных слов, выявляется многообразие значений аффиксов, при помощи которых образуются производные слова, определяется соотношение количества значений исходного слова с количеством производных. Курсовая работа имеет следующую теоретическую значимость. Она заключается в получении дополнительных данных по проблеме системной организации лексики и словообразования, а также по проблеме взаимодействия лексических и логических категорий в пределах словообразовательного гнезда. Практическая ценность исследования находит свое выражение в том, что его результаты могут быть использованы при проведении специализированных курсов и семинаров по словообразованию, в курсе истории русского языка, в курсе методики преподавания русского, а также в постановке факультативных курсов по русскому словообразованию, при составлении морфемных словообразовательных словарей.
1 Словообразовательное гнездо как компонент языковой картины мира
Изучение проблемы словообразования имеет давние традиции. Первые попытки описания некоторых фактов словообразования и их объяснения были сделаны в работах таких известных ученых, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатов, Н. В. Крушевский, К. И. Чуковский и др. Самостоятельным же объектом изучения словообразование становится лишь с середины 40-х годов двадцатого века. Затем в 60-е годы происходит окончательное выделение словообразования в отдельную лингвистическую дисциплину. К этому времени появляются новые исследования, в которых излагаются основы теории словообразования (Г. О. Винокур, В. М. Жирмунский, М. М. Покровский, А. И. Смирницкий и др.)... Заключение
В процессе работы нами были исследованы особенности организации СГ лексико-семантическо группы «явления природы». Рассмотрены следующие комплексные единицы: структурная организация, семантическая структура, продуктивность словообразовательных аффиксов, семантика аффиксов, когнитивно-номинатив ая модель. Среди комплексных единиц словообразования особое место занимают словообразовательные гнезда. Они играют исключительно важную роль в системной организации словообразования. Словообразовательные гнезда есть сложные целостные единицы языка; они состоят из словообразовательных цепочек и парадигм, которые определяют структурные и семантические особенности СГ. Полное описание СГ может быть выполнено только путем всесторонней характеристики составляющих его словообразовательных цепочек и парадигм. Анализируемые в курсовой работе словообразовательные гнезда возглавляют существительные лексико-семантическо группы «явления природы». Словообразовательные гнезда данной группы в совокупности составляют 537 производных слов. Они обладают разной словообразовательной активностью. Наибольшим словообразовательным потенциалом обладают слова мороз, ветер, снег. Словообразовательные гнезда данных существительных составляют 116, 99, 92 производных слов. Следующие словообразовательные гнезда лексико-семантическо группы «явления природы» обладают меньшим количеством производных: дождь, туман, жара, роса, облака, молния, гром, буря и т.д. Как показал анализ материала, словообразовательные гнезда имеют достаточно разветвленную структуру. Наибольшее количество ступеней прослеживается в словообразовательном гнезде слова мороз. В данном словообразовательном гнезде 5 ступеней, в среднем, количество ступеней в словообразовательных гнездах составляет 2-3 ступени. На первой ступени словообразовательных гнезд лексико-семантическо группы «явления природы» в подавляющем большинстве производные слова образуются на I-ой ступени словообразования. Непосредственно от вершинного слова образуется 49% производных слов. На 2-ой ступени-32%, на 3-й ступени-17%, на 4-ой ступени-1,5%, на 5-ой ступени- 0,5% производных слова. С точки зрения частеречной принадлежности в словообразовательных гнездах лексико-семантическо группы «явления природы» чаще всего образуются следующие части речи: существительные (212 производных), прилагательные (204 производных) и глаголы (84 производных). Выделение частеречных моделей позволило определить взаимосвязь и взаимодействие различных частей речи в составе СЦ, выявить закономерности образования слов различных частей речи на разных ступенях словопроизводства. В процессе работы мы выяснили, что словообразовательные гнезда лексико-семантическо группы «явления природы» чаще всего образуются следующими способами словообразования: суффиксальный (337), приставочный (45), приставочно-суффиксал ный (44), способ сложения двух основ (106). В словообразовательных гнездах лексико-семантическо группы «явления природы» чаще всего встречаются суффиксальные способы словообразования (361 морфем). В ходе работы наиболее продуктивными оказались следующие суффиксы: -н-, -ива-(33), ость-(28), -к-(20), -о-(18), -ниi-(16). Самым активным суффиксом является суффикс -н-. По моим подсчетам, в производных словах лексико-семантическо группы «явления природы» данный суффикс встретился 72 раза. Далее следует приставочный способ словообразования. (62 морфемы) В процессе образования СГ данный аффикс встретился 62 раза. Наиболее продуктивными оказались следующие приставки: за-(9), без-(7), по-(5), под-(5). Затем постфиксальный способ словообразования (38 морфем). В этом способе словообразования самым активным аффиксом оказался постфикс -ся-(37). Проследив соотношение количества значений с количеством производных выяснилось, что в словах лексико-семантическо группы «явления природы» прослеживается следующая тенденция: чем больше значений в исходном слове, тем большей словообразовательной активностью обладает данное слово. Так, например, слова мороз, ветер, снег обладают наибольшим словообразовательным потенциалом, наиболее разветвленной семантической структурой. Определение семантической структуры слов лексико-семантическо группы «явления природы» показало, что из 30 слов 18 (60 %) являются однозначными, 12 (40 %) существительных многозначными. Среди многозначных слов наиболее разветвленной семантической структурой обладают слова мороз, ветер, снег, молния, дождь. По данным Словаря русского языка в 4-х томах под редакцией А. П. Евгеньевой, наибольшим количеством значений обладает существительное мороз, в его семантической структуре выделяется 4 значения и 1 оттенок значения. Словообразовательный потенциал номинаций явлений природы объясняется целым рядом причин: актуальностью отображаемых явлений, морфонологической особенностью этих слов, обладанием нескольких оттенков значения. Среди слов лексико-семантическо группы «явления природы» есть наименования, которые являются производными: гололед, засуха, метель, ливень, листопад, землетрясение, ледостав, ледоход, сосульки. Производные слова гололед, листопад, землетрясение, ледостав, ледоход образованы путем сложения двух основ. С точки зрения продуктивности словообразовательных аффиксов в процессе словообразования участвуют суффиксы (61), приставки (23), постфиксы (2). В ходе работы мы рассмотрели семантику аффиксов, при помощи которых образуются производные слова лексико-семантическо группы «явления природы». Наиболее разветвленной системой значений обладают производные существительные. Наименьшим количеством значений обладают наречия. Когнитивно-номинатив ая модель словообразовательных гнезд существительных лексико-семантическо группы «явления природы» в совокупности составляют 537 (100 %) производных слов, из них обозначают признак 202 (38 %) производных, предмет 185 (34 %), действие 67 (12 %), возвратное действие 58 (11 %), отвлеченное действие 19 (4%), лицо женского пола 6 (1%) производных слов. Таким образом, наиболее продуктивным деривационными значениями, образованными от слов лексико-семантическо группы «явления природы» являются значения признака и предмета.
Список использованных источников
1 Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. - Т. 1-2. -М., 1985. 2 Словарь современного русского языка / Под ред. А. П. Евгеньевой. Т. 1-4. - М., 1985-1988. 3Яруллина Т. С. Словообразовательные возможности русских непроизводных глаголов (К вопросу о взаимодействии грамматики и словообразования). Автореф. канд. дис. М., 1980. 4 Земская Е. А. Словообразование. // Современный русский язык под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989. 5 Словарь современного русского литературного языка. Т. 1-17. - М.-Л., 1950-1965. 6 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998. 7 Новый словарь русского языка: толково-словообразова ельный / Под ред. Т. Ф. Ефремовой. - М., 2000. 8 Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. -СПб., 2000. 9 Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. - СПб., 1998. 10 Колесников Н. П. Словарь несклоняемых слов. - Тбилиси, 1978. 11 Словарь-справочник «Слитно или раздельно?» / Под ред. Б. З. Букчиной и Л. П. Калакуцкой. - М., 1986. 12 Велокрипицкая С. С. Классификация словообразовательных гнезд непроизводных имен существительных в русском языке // Проблемы структурной лингвистики, 1971. М., 1972. 13 Гинзбург Е .Л. Исследование структуры словообразовательных гнезд // Проблемы структурной лингвистики. 1972 -М., 1973. 14 Гинзбург Е. Л. Типология гнезд и соотношение категории производных // Лингвистика и поэтика. М., 1979а 15 Гинзбург Е. Л Компактные словообразовательные гнезда // Проблемы структурной лингвистики. М.,19796. 16 Гинзбург Е. Л. Классификация словообразовательных гнезд от первообразных прилагательных // Проблемы структурной лингвистики 1983. М., 1986. 17 Кубрякова Е. С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. – М., 1981. – 200 с. 18 Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. – М., 1984. – С. 5–7. 19 Гетманова А. Д. Логика. – М.,1995. – 414 с. 20 Земская Е. А. Словообразование как деятельность. – М., 1992. – 220 с. 21 Авгша Н. Ю. Развитие словообразовательных гнезд // Филол. науки. - 1986. -№3. 22 Аткаева Г. В. Словообразовательное гнездо и словообразовательный ряд в терминах теории систем // Филол. науки. 1995. - №1. 23 Воеводина Г. А. Уникальные суффиксы имен существительных в современном русском языке. Автореф. канд. дис. Елец, 2002. 24 Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). – М., 1986. – 640 с. 25 Торопцев И. С., Устименко И. А. Образование прилагательных в современном русском языке. – Воронеж, 1994. – 110 с. 26 Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1. Лексическая семантика : Синонимические средства языка. – М., 1995. – 480 с. 27 Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. – М., 1995. – 766 с. 28 Звегинцев В. А. Семасиология. – М., 1957. 29 Звегинцев В. А. Теоретическая и прикладная лингвистика. –М., 1961. – 336 с. 30 Котелова Н. З. Значение слова и его сочетаемость. – Л., 1975. – 212 с. 31 Кубрякова Е. С. Что такое словообразование. – М., 1965. –78 с. 32 Кузнецов А. М. От компонентного анализа к компонентному синтезу. – М., 1985. – С. 3–57. 33 Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 350 с. 34 Кузнецова Э. В. Русская лексика как система. – Свердловск, 1980. – 88 с. 35 Кузнецова Э. В. Части речи в ЛСГ слов. // Вопросы языкознания. 1975, № 5. – С. 15–21. 36 Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. – М., 1992. – 156 с. 37 Шведова Н. Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное описание слов. // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. – М., 1982. – С. 142–159. 38 Шеляховская Л. А. Структурно-морфологи еские типы сложных существительных в современном русском языке. // Учен. зап. Алматинскогого пед. ин-та. Т. 2. В. 2. – Алма-Ата, 1975. – 95 с. 39 Шеляховская Л. А. Сложносуффиксальные существительные в современном русском языке. // Материалы к языковедческим курсам. В. 1. Вопросы морфологии. – Алма-Ата, 1961. С.3–8. 40 Шеляховская Л. А. К вопросу об образовании сложных слов : на материале сложных существительных. // Материалы к языковедческим курсам. В. 1. Вопросы морфологии. – Алма-Ата, 1961. С. 9–17. 41 Шеляховская Л. А. Словообразовательная структура отвлеченных существительных в современном русском языке. // Формирование стилистических навыков учащихся в процессе работы над грамматической темой. – Алма-Ата, 1977. – С. 24–29. 42 Шеляховская Л. А. Словооразование как способ расширения номинативных средств русского языка (итоги и перспективы) // Актуальные проблемы филологии. – Усть-Каменогорск, 1993. – С.41–42. 43 Шестакова Л. Л. Грамматический аспект в гнездовом толковом словаре русского языка. // Глагол и имя в русской лексикографии : Вопросы теории и практики. – Екатеринбург, 1995. – С. 85–88. 44 Ширшов И. А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке. – Ростов, 1981. – 188 с. 45 Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского литературного языка. – М., 1964. – 244 с. 46 Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973. 47 Чернышев В. И. Правильность и чистота русской речи. Изд. 2. Пг., 1915. 48 Улуханов И. С. Словообразовательные отношения между частями речи // Вопр. языкознания. 1979. -№4. 49 Тихонов С. А. Словообразовательная цепочка как единица словообразовательной системы языка // Рус. яз. в школе. —1986. № 6. 50 Тихонов А. Н. Антонимия гнезд однокоренных слов в современном русском языке // Словообразовательное гнездо и принципы его описания. М., 1997. 51 Тихонов А. Н. Проблемы составления гнездового словообразовательного словаря современного русского языка: Курс лекций. Самарканд, 1971. 52 Смирницкий А. И. Лексическое и грамматическое в слове // Вопросы грамматического строя. М., 1955. 53 Кеворкова З. Г. Словообразовательное гнездо как один из способов организации лексической системы // Рус. яз. в школе. 1985. - №3 54 Япко-Тритщкая Н. А. Русская морфология. М., 1989. 55 Яруллина Т. С. Изучение словообразовательных гнезд в вузовском курсе современного русского языка // Филол. науки. 1982. -№3. 56 Земская П. А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М., 2000. 57 Земская Е. А. Интерфиксация в современном русском словообразовании // Развитие грамматики и лексики современного русского языка. М., 1964. 58 Ермакова О. П. Словообразовательная цепь в семантическом аспекте // Актуальные проблемы русского словообразования. Сборник научных статей. -Ташкент-Укитувчи, 1982. 59 Алексеев Д. И. Аббревиатуры как новый тип слов // Развитие словообразования в современном русском литературном языке. М., 1966. 60 Покровский М. М. Избранные работы по языкознанию. М., 1959. 38 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.