Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 111650
Наименование:
Курсовик Судебная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Правоведение.
Добавлен: 6.3.2018.
Год: 2017.
Страниц: 34.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 Суды в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина 6 1.1 Судебная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации 6 1.2 Конституционный Суд РФ - формы защиты прав и свобод человека и гражданина 10 2 Защита прав и свобод человека и гражданина в отдельных видах судопроизводства 19 2.1 Права человека в уголовном судопроизводстве 19 2.2 Права человека в гражданском судопроизводстве 22 2.3 Судебная реформа в России 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ВВЕДЕНИЕ Права человека и их защита - одна из вечных проблем правовой, политической и культурной позиции общества и государства. Формирование в России демократического государства обуславливает актуальность изучения правового положения человека и его взаимоотношений с государством. Статья 2 Конституции Российской Федерации определила права и свободы человека как высшую ценность. В то же время статья 46 Конституции Российской Федерации закрепляет гарантию судебной защиты прав и свобод. Эти общие правила обязывают государство охранять конституционные права человека, гарантом который является Президент России. В процессе реализации своих функций суд, рассматривая дело по существу, восстанавливает все права нарушенные обвиняемой стороной и в то же время защищает от посягательств права другой стороны. Суд обеспечивает каждому право на судебную защиту, не смотря на то, какую сторону они представляют в данном конфликте. Воплощением гарантированной правовой защиты является решение суда. Решение или приговор обладает силой закона, поэтому исполнение его обязательно. Судебный акт означает признание права на восстановление, либо отсутствия нарушения вообще. Таким образом, решение суда восстанавливает права, нарушенные в результате не соблюдения закона, а так же дает возможность возместит ущерб (моральный или материальный). В современном демократическом государстве судебной власти отводится довольно важная роль. Правовое государство должно не только закреплять перечень основных прав и свобод человека и гражданина, но и обеспечить гарантированную защиту от посягательств на эти права. Судебная защита служит механизмом, который заставляет государство выполнять все свои обязательства. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации «верховенствующая роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит правосудию». Защищенность личности прямо зависит от уровня законности и демократичности правил осуществления правосудия и степени их воплощения в правоприменительную практику. Непосредственное действие прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ, не снимает вопроса о совершенствовании механизмов и процедур, призванных защищать права и свободы граждан. Принятие государством на себя обязанности признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина предполагает заботу о создании развитой системы гарантий, с помощью которых реализуется эта задача. Перед современной юридической наукой возникает задача переосмысления многих действующих норм и правил, определения границ возможного и необходимого ограничения прав и свобод граждан, целей и пределов применения принуждения. В наше время происходит постоянное изменение стратегий и методов, и проблематика защиты прав и свобод личности по-прежнему имеет очень актуальный характер. В связи, с этим у многих возникает научный и практический интерес к данной теме. Проблема судебной защиты прав и свобод личности анализировалась многими авторами в различных изданиях: научные статьи, учебники, монографии и так далее. Тем не менее, на наш взгляд, отмечается не достаточно полные и явные исследования данной тематики. Объект данного исследования - реализация судебной защиты прав личности. Предметом исследования являются частные вопросы в области судебной защиты прав личности. Целью нашей работы является анализ законодательства в области защиты прав и свобод личности, а так же форм этой защиты. Задачи курсовой работы ставятся исходя из поставленной темы: - рассмотреть суды в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина ; - дать анализ защиты прав и свобод человека и гражданина в отдельных видах судопроизводства. При выполнении работы были использованы общие методы - диалектический, системный, формально-логический функциональный; частные - метод историзма; специальный - сравнительный. Теоретико-методологи ескую базу нашего исследования составили три основных вида источников: нормативно-правовые акты, учебная литература и научные статьи в периодических изданиях по данной тематике.
1 Суды в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина 1.1 Судебная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации Статья 46 Конституции гарантирует право каждого человека на судебную защиту. Судебная защита - наиболее эффективное, и порой единственное, средство восстановления нарушенных прав. Право на судебную защиту - естественное право человека, «неотъемлемое свойство человеческой личности». Судебная власть, самостоятельная и независимая, основанная на демократических принципах правосудия, призвана сделать возможность обращения за юридической помощью гражданам доступной и естественной. Для реализации гарантии судебной защиты, государство создает систему судов, таким образом, судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ». Судебную систему можно разложить на три элемента - федеральные суды, конституционные и мировые. То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий. Конституционный суд, находясь в судебной системе страны, занимает как бы отдельное место, поскольку он не является высшей или низшей инстанцией какого-либо федерального или суда субъекта федерации. Конституционный суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст.1 ФКЗ «О конституционном суде»). Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются Конституцией РФ (ст.125), Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.). Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Для осуществления своей деятельности необходимо наличие в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей (ст.4 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»). Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации определены в ст.3 ФКЗ «О Конституционном суде РФ». В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; 2) разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции Российской Федерации; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. В перечне полномочий КС РФ нас применительно к рассматриваемой теме интересует пункт о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Права человека - главный критерий деятельности Конституционного Суда, который во многом имеет универсальное значение и оказывает влияние практически на каждое решение о проверке конституционности тех или иных актов. Б.С. Эбзеев указывает, что институт конституционной жалобы - это своеобразный «способ участия личности в осуществлении государственной власти», поскольку положительное решение КС РФ по жалобе о нарушении прав и свобод человека в конечном итоге отражается на законодательстве, влияет на дальнейшее применение нормы закона. Граждане своими жалобами, равно как и их объединения и государственные органы через свои обращения в Конституционный суд, «толкают» судебную власть России в лице Конституционного суда, фактически осуществлять правотворческие функции, и это признается подавляющим большинством отечественных авторов - теоретиков и практиков. Постановления Конституционного суда (часть решения) отдельными исследователями признаются ratio desid...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации [с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // «Парламентская газета», № 4, 23-29.01.2009. 2. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» // 31 декабря 1996 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1. 2001. № 51. Ст. 4825. 2005. № 15. Ст. 1274. 3. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // 26 февраля 1997 г. с послед, изм.// СЗРФ. 1997. № 9. Ст. 1011. 2006. № 43. Ст. 4411. 2008. № 24. Ст. 2788. 4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»// [Электронный ресурс] - Консультант Плюс. 5. Уголовно-процессуа ьный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 15.02.2014) / [Электронный ресурс] - Консультант Плюс. 6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (действующая редакция от 03.11.2013) / [Электронный ресурс] - Консультант Плюс. 7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (действующая редакция от 10.01.2014) / [Электронный ресурс] - Консультант Плюс. 8. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» // 17 декабря 1998 г. с послед, изм.// СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270. 2005. № 8. Ст. 604. 2008. № 30 (Ч. 1). Ст. 3603. 9. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // 2 мая 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2006. Материалы практики 10. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений» от 27 мая 2008 г.// Российская газета. 2008. 4 июня. 11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 N 26 «О применении норм Уголовно-процессуальн го кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» Специальная литература 12. Агеев В.Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2006. 13. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: уч. пос. для вузов. - М., 2011. С. 180 14. Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина (конституционно-право ой аспект). Дисс. к.ю.н. - Волгоград, 2006. 15. Горин А.Е., Перов О.Ю. Развитие принципа целесообразности в юридической науке и законодательстве// Современное право. 2009. №3. 16. Гунич C.B. Понятие и сущность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе.- Хабаровск: ДЮИ МВД РФ, 2008. 17. Дьяченко О.В. Права человека как нормативная форма взаимодействия индивидов// Научные труды кафедры.- Пятигорск: РИА-КМВ, 2007. 18. Зорина Я.А. Конституция (устав) как основной закон субъекта Российской Федерации/ Под ред. П.А.Астафичева.- Орел: ОРАГС, 2008. 19. Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан: // Научно-практическое пособие - М.:Наука, 2009. С. 105. 20. Комкова Г.Н. Права человека, гражданское общество и безопасность государства: проблемы соотношения// Конституционные чтения. 2006. №7. 21. Корнев В.Н. Право на достойное человеческое существование: некоторые размышления о его природе// Права человека и роль правоохранительных органов в их обеспечении.- Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2008 22. Лазарев В.В. Об установлении пробелов в конституционном праве// Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения/ Под ред. С.А.Авакьяна.- М.: МГУ, 2008. 23. Леонова Н.И. Правовая культура и эволюция конституционного права граждан РФ на обращение в государственные органы// Правовая культура. № 1. 2008. 24. Нерсесян B.C. Право и правовой закон / Под ред. В.В.Лапаевой. - М.: Норма, 2009. 25. Подгорбунских A.B. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов граждан на жилище. Авто-реф. к.ю.н.- Омск, 2009. 26. Румянцева В.Г. Общественный контроль за деятельностью государства: к теории вопроса// История государства и права. №11. 2009. 27. Сосна А. Защита основных прав и свобод Европейским Судом по правам человека// Научные труды РАЮН. Вып. 9. Т. 1. 2009. 28. Тихон Е.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод человека и гражданина/ Под ред. Г.Н.Комковой.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. 29. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. - М., 2012.с. 92.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.