Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 127388
Наименование:
Курсовик Тенденции формирования и развития экономики знаний: российский опыт и зарубежная практика
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Экономика, Аудит.
Добавлен: 30.08.2021.
Год: 2021.
Страниц: 41.
Уникальность по antiplagiat.ru: 69. *
Описание (план):
ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ»: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Москва 2021
? ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Современные подходы к экономике знаний 6 1.1. Теоретические аспекты экономики знаний 6 1.2. Значение сегмента экономики знаний для развития национальной экономики 10
2. Развитие экономики знаний за рубежом и в России 18 2.1 Зарубежный опыт развития экономики знаний 18 2.2. Российская практика развития экономики знаний 24 2.3. Проблемы развития экономики знаний в России 28
3. Основные направления развития экономики знаний в России 31
Заключение 34 Список литературы 37
? Введение
Обоснование выбора темы и ее актуальность. В постиндустриальный век мировая экономика перешла к экономике знаний, привнося с собой передовой опыт каждой развитой страны. Кроме того, факторы, основанные на знаниях, создают современную глобальную экономику, в которой источники знаний, такие, как человеческий опыт и коммерческие инновации, являются главными драйверами экономического роста и считаются важными экономическими ресурсами. Исследование экономики знаний во всем мире тесно сопряжено с формированием теорий развития постиндустриального общества. При этом экономика знаний ориентирована на существенное значение человеческого капитала. В целом быстрое распространение знаний и растущая зависимость от компьютеризации, цифровизации, анализа больших данных и автоматизации меняют экономику развитого мира на экономику, которая в большей степени зависит от интеллектуального капитала и навыков и в меньшей степени зависит от производственного процесса как такового. На наш взгляд, для интенсификации развития экономики знаний в России недостаточно одной лишь программы цифровизации и общей информатизации экономики, поскольку требуется создание спроса на новые знания и технологическое обновление во всех сегментах экономического сектора. Курсовая работа посвящена анализу и выработке направлений решения проблем развития экономики знаний. В основе исследования – статистические данные по РФ. Выводы, которые сделаны по работе, где представлены общие закономерности функционирования экономики знаний. Могут быть применены с практической точки зрения при решении проблем экономики знаний в России. Степень изученности проблемы. В общем разные вопросы экономики знаний были отражены в исследованиях и зарубежных, и отечественных учёных. Из зарубежных ученых данный термин был предложен Ф. Махлупом , им был обозначен сектор экономики, который ориентирован на производство знаний. Далее термин «экономика знаний» популяризировал знаменитый консультант по управлению бизнесом П. Друкер сначала в своей книге «Эффективный руководитель» 1966 года, а затем в книге 1969 г. «Эпоха разрыва». П. Друкер значительно опередил свое время, сделав акцент на знаниях, анализе данных и измеримой производительности, а также на стратегическом управлении по целям (MBO) . В настоящее время значительное внимание уделяют проблемам формирования и становления экономики знаний такие российские ученые, как: С.И. Баженов , А.А. Копылова , С.Н. Макуха , Н.Н. Трофимова и пр. Анализ работ по изучаемой проблематике продемонстрировал, что сегодня в связи с развитием цифровой экономики проблема экономики знаний получает все большую популярность. Однако недостаточно внимания уделяют ученые вопросам решения ее проблем. Актуальность темы данного исследования, ее значимость в практическом плане определили выбор темы курсовой работы. Цель исследования – определить основные направления развития экономики знаний в России. Задачи исследования: - представить теоретические аспекты экономики знаний; - рассмотреть значение сегмента экономики знаний для развития национальной экономики; - представить зарубежный опыт развития экономики знаний; - охарактеризовать российскую практику развития экономики знаний; - рассмотреть проблемы развития экономики знаний в России; - определить основные направления развития экономики знаний в России. Объектом исследования является экономика знаний. Предметом исследования является проблемы и перспективы развития экономики знаний в России. Структура и объём работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения (общий объём 40 с., 4 рисунка, 1 таблица), списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи. В первой главе «Теоретические аспекты экономики знаний» исследованы теоретические подходы к экономики знаний, ее значение для экономики страны. Во второй главе «Развитие экономики знаний за рубежом и в России» выявлены основные направления и проблемы экономики знаний. В третьей главе «Основные направления развития экономики знаний в России» рассмотрены возможные перспективы развития российской экономики знаний. В заключении сформулированы основные выводы.
1. Современные подходы к экономике знаний
1.1. Теоретические аспекты экономики знаний
Современная стремительность изменений внешней среды выступает в качестве драйвера трансформации радикального характера как всего общества, так и содержания и роли знаний во всей системе материального производства и отношений экономического характера. В качестве объективной причины такого рода изменений выступает сложившаяся на рубеже XX-XXI вв. структура системы экономики, условия и способы существования разных частей ее в рамках всего мирового хозяйства, в свою очередь, заданы состоянием и качественным уровнем знаний. В такого рода условиях изменений всей экономической системы динамических и качественных появляется острого характера потребность в синхронном и адекватном изменении развития сферы знаний. При этом образование в экономике знаний - основа, движущая сила развития. Если смотреть с позиций экономической теории сегодня, то образование можно представлять как потребление производительного характера, которое оказывает воздействие на рост экономики. Всем этим обосновывается актуальность проблем изменения роли знаний в экономике и определения оптимальных направлений ее развития . В условиях современной экономической действительности человеческий капитал выступает в качестве одного из наиболее важных драйверов развития в экономическом плане, в механизме его особо важная роль отведена знаниям. Духовные силы человека, в качестве которых подразумевают его волю, мысли, качества морального характера в экономике знаний выступают как определяющие условия богатства . И как следствие всего выше изложенного, цель общественная состоит в стремлении человека к развитию своей духовности и на базе данных позиций обеспечивать эффективность социально-экономичес ого развития национальных экономик и достойный жизненный уровень...
? Заключение
В соответствии с поставленной целью – оценка экономики знаний в России и за рубежом, выработка предложений по улучшению развития экономики знаний в России, в курсовой работе решены задачи: 1. Определены теоретические аспекты экономики знаний. В представлении Всемирного банка (The World Bank, США), который является одним из важнейших инструментов глобализации, определение экономики знаний дано довольно общим образом: это экономика, которая создает, распространяет и использует знания с целью ускорения роста и увеличения уровня конкурентоспособност . Термин «экономика знаний» в условиях современной экономики используют с целью установления типа экономики, где знания играют решающую роль, а создание и использование данного рода знаний выступает в качестве источника роста, фактора, которым определяется степень конкурентоспособност компаний, регионов и государств. 4 основные компоненты экономики знаний: уверенная институциональная среда (СИС); национальная инновационная система (НИС); российская информационная инфраструктура (РИИ); отечественная система образования и компетенций (ОСОК). 2. Определено значение сегмента экономики знаний для развития национальной экономики. В традиционных моделях экономической деятельности основными факторами производства являются: земля, труд, капитал, предприниматель. Экономика, основанная на знаниях, имеет важное значение для расширения сферы труда от производства товаров на сборочном конвейере к большей гибкости в разработке, производстве и реализации бизнес-идей. В целом можно увидеть рост и влияние экономики знаний практически в любом секторе экономики. Например, влияние экономики знаний на традиционное производство, такое, как автомобильная промышленность, можно увидеть в опоре на автоматизацию, использовании систем управления запасами «точно в срок» и стремлении разрабатывать автомобили без водителя. Отрасль здравоохранения является одновременно ключевым участником экономики знаний и основным ее бенефициаром. Более быстрые исследования и разработка новых лекарств, более широкое использование трехмерных и роботизированных хирургических средств, а также взрывное развитие телемедицинских услуг – все это отражение экономики знаний. 3. Рассмотрен зарубежный опыт развития экономики знаний на примере Израиля. По последним доступным данным индекс экономики знания Израиля составляет 8,14. Нужно рассмотреть факторы, что могли бы оказать положительное влияние на достижение лидирующих позиций в рейтинге. Говоря о развитости страны в направлении экономики знания и возможных причинах почему Израиль считается страной, успешно использующей свой потенциал для экономического роста, можно рассмотреть структуру расходов ВВП страны. Выдающейся особенностью Израиля является большой процент расходов ВВП на НИОКР. Именно Израиль и Республика Корея поддерживают лидирующие позиции среди остальных стран показывая большую долю расходов ВВП на НИОКР, они превышают отметку в 4%. Доля расходов на гражданские НИОКР в частном секторе, которая составила 86% в 2018 г., показала рост на 5,6% по сравнению с предыдущим годом. Рост вызван повышением расходов на такие направления, как компьютерное программирование (7%) и научные исследования и разработки (5,9%), включающее стартап компании, международные исследовательские центры, исследовательские институты и др. 4. Было рассмотрено развитие экономики знаний в России. Самое последнее место в рейтинге по институциональному режиму среди стран (Швеция, Финляндия, Великобритания, США, Германия и пр.) занимает Россия, и оценка составляет 1,76. Согласно критериям, рассчитанный для всех указанных стран индекс экономики знаний обнажил проблемы в России, следствием которых стали в нашей стране общественно-политичес ие формации. Объем внутренних затрат на исследования и разработки (НИР) в России в 2019 г. достиг 1134,8 млрд руб., что на 6,3% больше по сравнению с предыдущим годом (в постоянных ценах). В настоящее время в России из сотни идей и разработок прикладное применение получают лишь 5%. 5. Были выявлены проблемы экономики знаний в России. Во-первых, не выработана единая концепция развития образования, соответствующая интересам российского общества. Во-вторых, система образования не соответствует требованиям рынка труда. В-третьих, наблюдается падение качества школьного и высшего профессионального образования. В-четвертых, уровень финансирования сферы образования в России является недостаточным и пр. 6. В работе определены основные направления развития экономики знаний в России. Повышение заработной платы учителям и преподавателям будет способствовать повышению в обществе статуса этих категорий граждан, получать профессию педагога или продолжать обучение в аспирантуре и докторантуре станет престижным, поэтому отчасти решится проблема профессионального отбора в педагогические вузы, а вместе с ней и проблема ухудшения качества образования. С целью формирования экономики знаний в России видится необходимым развитие идеи непрерывного образования в нашей стране, чему способствует создание благоприятных экономических и социальных условий для привлечения молодежи в науку и педагогическую сферу деятельности и пр.? Список литературы
Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – «Российская газета». 1993. – 25 дек. - №237. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (НГ РФ). Часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ. – «Собрание законодательства Российской Федерации». 1994. - №32. – Ст. 3301.
Монографии: 3. Друкер П. Классические работы по менеджменту. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 218с.
Публикации периодической печати: 4. Александрова М.Г., Султанова И.О. От сервисной экономики к «экономике знаний» // Вестник молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. – 2020. - №2. – С.371-375. 5. Афонасова Ю. С. Реформа образования в России // Устойчивое развитие науки и образования. – 2018. – № 5. – С. 57–65. 6. Баженов С.И. Экономика знаний как институциональная основа экономики высокотехнологичных производств // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – Т. 1. - №4. – С.173-182. 7. Воробьев А.Д. Цифровая экономика и экономика знаний // Проблемы современной экономики. – 2019. - №1. – С.16-22. 8. Гриншпун Э. Международная интеграция в образовательном процессе на примере научно-технологическ го образования в Израиле // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом: сборник материалов II Междун. науч.-практ. конференции. – Ишим: ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2020. – С.10-14. 9. Иохимович Е.Д., Трофимова Н.Н. Модернизация управления производственными процессами как главный фактор экономической трансформации // Инновационные направления интеграции науки, образования и производства: сборник тезисов докладов участников I Международной научно-практической конференции / под общей ред. Е.П. Масюткина. – Керчь: ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2020. - С. 419–421. 10. Исраилов М.В., Махошева С.А., Кандрокова М.М. Некоторые аспекты становления экономики знаний в России: проблемы и перспективы развития // Инденерный вестник Дона. – 2020. - №8. – С.280-289. 11. Карнаух И.В. Становление экономики знаний в России: проблемы и пути их решений // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2019. – Т.21. - №1. – С.66,-74. 12. Ковтоногова Е.В., Сапожникова О.А. Израиль и экономика знаний: реальность и перспективы // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. – Самара: СГЭУ, 2019. - №1. – С.102-109. 13. Копылова А.А. Экономика знаний как этап развития постиндустриальной экономики // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. - №6. – С.297-300. 14. Коркин Н.А. Инновационная экономика государства Израиль // Проблемы социально-экономичес ой устойчивости региона: материалы {VII Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: ПГАУ, 2020. – С.144-147. 15. Макуха С.Н. Экономика знаний в эпоху глобальных трансформаций // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. - №1-1. – С.271-279. 16. Миронова В.Н. Инновационное развитие экономики знаний // Экономика. Налоги. Право. - 2020. - № 2. - С. 61–68 17. Мудрова С.В., Бурденко Е.В. Методология Всемирного банка оценки экономики знаний // Плехановский научный бюллетень. – 2018. - №1. – С.60-66. 18. Мячин Д.А., Мусиенко Т.В., Лукин В.Н. Управление экономикой знаний и инновации // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2020. - № 2. - С. 128–136. 19. Паламаренко Е.В. Особенности развития экономики Израиля на современном этапе // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2020. - №1-2. – С.126-142. 20. Решетняк О.И., Сахненко О.И. Особенности управления научно-инновационными системами в условиях экономики знаний // БИ. - 2020. - № 2 (505). - С.225–235. 21. Родина Т.Е., Мазепина В.О. Актуальные проблемы использования цифровых технологий сектора государственного управления и направления их решения // Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Брянск: ФГБОУ ВО «БГИТУ», 2019. - С. 461–466. 22. Супоницкий В.Л., Кутернин М.И., Вишняков Я.Д. Создание активного элемента новой отрасли экономики знаний – цифровой экономики // Вестник ГУУ. - 2020. - №4. - С. 99–106. 23. Тополева Т.Н. Теоретические основы инновационного подхода в экономической науке // Приоритеты стратегии научно-технологическ го развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы: материалы Всероссийской научной конференции / под ред. А.М. Макарова. – Ижевск: УГУ, 2019. - С. 384–388. 24. Трофимова Н.Н. Проблемы и перспективы формирования экономики знаний в условиях постиндустриальной экономики // Стратегии бизнеса. – 2021. – Т.9. - №1. – С.4-8. 25. Чернянская И.В. Человек и организация в условиях экономики знаний. Сущность и основные этапы процесса производства и трансформации знания // Московский экономический журнал. - 2020. - № 6. - С. 930–945. 26. Chen D. H. C. The Knowledge Economy, the KAM Methodology and World Bank Operations. - Washington, DC: The World Bank, p. 2. 27. Godin B. Technological Innovation: On the Emergence and Development of an Inclusive Concept // Technology and Culture. 2016. 57 (3), рр. 527-556.
Ресурсы Интернета: 28. Вклад государства и бизнеса в финансирование науки [Электронный ресурс] // URL: ›29. Динамика затрат на науку в России за последнее десятилетие [Электронный ресурс] // URL: news/408283757.html. 30. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: ›31. Центральное статистическое бюро Израиля (ЦСБ Израиля) [Электронный ресурс] // URL: ›
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.