Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 114438
Наименование:
Курсовик Теонимы на материале произведений Лермонтова и Тютчева
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 03.12.2018.
Год: 2018.
Страниц: 27.
Уникальность по antiplagiat.ru: 84. *
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……….3 ГЛАВА I. ТЕОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ……….………6 ГЛАВА II. ТЕОНИМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ……….9 2.1 Теонимы и другая религиозная лексика в произведениях Лермонтова….14 2.2 Теонимы в произведениях Тютчева……….……….……20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……….…23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...26
ВВЕДЕНИЕ
Теонимы - категория лексики, изучаемая в рамках теории имени собственного. Общее определение теонима - собственное имя божества в любом пантеоне. Как один из наиболее семиотически значимых, культурно мотивированных знаков, теонимы все активнее привлекает внимание исследователей семантики, поскольку, как и любое другое мифологическое имя, обращен к объектам, событиям и явлениям, выходящим за рамки их естественного представления. Общее определение теонима предполагает отраженность в языке архаического, мифологического сознания и малоизученной пока что религиозной картины мира. Сложность данного класса имен собственных связана еще и с тем, что подвижны и не всегда определяются четкими грамматическими критериями его границы (в собственно мифологическом пространстве эти границы практически исчезают). Выбор аспекта настоящего исследования в немалой степени связан с тем, что в определении статуса имени собственного играет особую роль внеязыковой контекст и сложившаяся культурная традиция. Поскольку теонимы описывает явление мира идеального, степень реальности которого не одинакова в представлении разных людей, теонимическое свойство слова может быть выявлено при решении ряда проблем философского и идеологического характера, не имеющих прямого отношения к вопросам языка (что такое божество, включает ли это понятие всю иерархическую структуру конкретного пантеона или только ее верховных представителей - есть ли у Бога имя или оно не доступно сознанию человека и т. п.). Теонимы, рассматриваемый в ряду имен собственных, является культурно-языковым знаком. Культурные знаки предстают как прецедентные феномены, в них закодирована мировоззренчески и социально значимая информация, выражающая и отражающая факты конкретной этнической культуры или отдельных (языковых, профессиональных, конфессиональных и др.) коллективов. Им присущи такие свойства, как способность фиксировать и передавать культурно-значимую информацию. Они могут выступать в качестве единиц поля оценочности, формировать индивидуальные - коннотативные смыслы на основе архетипических представлений всего сообщества. О теонимах можно говорить как о концепте - предмете знаний, представлений и ассоциаций человека, содержательном знаке (семантическом комплексе), имеющем ярко выраженные национально-культурн е ассоциации в общехудожественной и индивидуально-авторс ой картинах мира. Повышенная текстовая роль теонима отражается в его способности выступать в качестве ключевого слова, семантического центра текста. Кроме того, теонимы рассматривается и как элемент интертекста. Актуальность работы: определяется недостаточной изученностью теонимов в творчестве М. Лермонтова и Ф. Тютчева. Научная новизна: заключается в том, что упор сделан на изучение теонимов в произведениях Ф. Тютчева и М. Лермонтова. Предмет исследования: произведения Ф. Тютчева и М. Лермонтова. Объект исследования: теонимы. Цель исследования: выявление особенностей употребления теонимов в творчестве М. Лермонтова и Ф. Тютчева. В связи с поставленной целью, можно выделить следующие задачи: 1. Дать общую характеристику теонимов в русском языке. 2.Проанализировать теонимы в художественных текстах. 3.Описать специфику функционирования теонимической лексики в творчестве Михаила Лермонтова и Федора Тютчева. Теоретическая значимость: результаты, изложенные в работе, могут способствовать более глубокому пониманию специфики теонимов в русском языке. Практическая значимость: определяется тем, что материал курсовой работы может быть использован при изучении творчества Михаила Лермонтова и Федора Тютчева.
ГЛАВА I. ТЕОНИМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Теонимика - специфический раздел ономастики, исследующющий наименования Высшего Существа и связанных с ним имен божественных персонажей. Имена богов рассматривается в ряду других собственных имен, которым присущи функции культурно-языкового знака. Теонимы – это «собственные имена божеств». Имена собственные имеют значение, которое исчерпывается номинативной функцией и их соотношением с называемой вещью. Изучение функционирования прецедентных имен в текстах позволяет изучать культуру через язык, что в конечном счете дает возможность комплексного описания языка как системы языковых знаков. Теоним играет важную роль в формировании семантики текста, даже в тех случаях, когда он выполняет функцию фона повествования. Большой вклад в описании теонимов внесли такие ученные как Н.М. Гальковский, П. Строев, В.Н. Топоров и В.В. Иванов, И.С. Свенцицкая, Б.А. Рыбаков, М. Попов, И. Сахаров, А.Н. Афанасьев, М.Д. Никифоровский и др. Употребляя в устной и письменной речи слова Бог, Перун, Лада, Посейдон, Зевс и др., «мы сталкиваемся с проблемой, «когда подобные «собственные имена божеств» выходят за пределы пространства, очерченного только номинативной функцией. Иначе говоря, слово не столько равно концепту, сколько активизирует в сознании представление о нем (концепте) как ментально-психонетич ском комплексе, т.е. внутреннем программировании наименований (когнитологический подход). Такой подход является важным для рассмотрения ментального обоснования номинации, выделения психолингвистических оснований модели порождения номинативной единицы.»[17; с. 5] Сложность теонимического знака отражается и в проблеме идентификации теонимов, в подвижности границы между классами имен собственных и нарицательных. А. Ю. Мусорин главным инструментом вычленения теонимов делает контекст, в рамках которого теонимы функционирует. Как и в случае с именами собственными в целом, различные номинации Бога воспринимаются как теонимы, если они закрепились в таком качестве в сознании верующего. Одним из признаков закрепленности слова в роли теонима, наряду с отсутствием форм множественного числа, служит частота его употребления. Несмотря на важность теонимии как особого сектора ономатического пространства, она представляет для современного исследователя особенную сложность в отличие от других типов имен собственных. То, что теонимы в недостаточной мере прокомментированы ономатически, обусловлено, в первую очередь, тем, что многие из них принадлежат к древнейшим лексическим пластам, к тому же часто тщательно охраняемым в среде использования, а также тем, что при их изучении следует исходить не из современных научно-философских концепций, а из той роли, которую этот онимический тип играл в момент возникновения, что требует реконструкции мировоззрения людей того времени, их религиозной картины мира. При выделении теонимов могут быть учтены и некоторые формальные признаки: например, орфографическая норма, предписывающая написание теонима с заглавной буквы. На теонимы могут указывать и отдельные орфоэпические и морфологические рудименты...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теонимы – категория лексики, изучаемая в рамках теории имени собственного. Общее определение теонима («теоним – собственное имя божества в любом пантеоне». Как один из наиболее семиотически значимых, культурно мотивированных знаков, теонимы все активнее привлекает внимание исследователей семантики, поскольку, как и любое другое мифологическое имя, обращен к объектам, событиям и явлениям, выходящим за рамки их естественного представления. Огромный вклад в описании теонимической лексики внесли такие ученные как: М. Попов, И. Сахаров, А.Н. Афанасьев, М.Д. Никифоровский, Н.М. Гальковский, П. Строев, В.Н. Топоров и В.В. Иванов, И.С. Свенцицкая, Б.А. Рыбаков и др. Сложность теонимического знака отражается и в проблеме идентификации теонимов, в подвижности границы между классами имен собственных и нарицательных. При выделении теонимов могут быть учтены и некоторые формальные признаки: например, орфографическая норма, предписывающая написание теонима с заглавной буквы. На теонимы могут указывать и отдельные орфоэпические и морфологические рудименты. Теонимы, как часть религиозной лексики, мы находим в поэзии величайшего русского поэта А.С. Пушкина, в таких стихотворениях как «Безверие», «Митрополит Филарет». Автор употребляет такие теонимы, как: «Вышнего»; «Бога»; Имена бога мы видим так же в стихотворении А.К..Толстого «Иоанн Дамаскин». Александ Толстой в своем стихотворении, показывает всю глубину ничтожности этого мира, глубокой верой пронизана каждая строфа, каждый слог, каждое слово. Теонимы в тексте это: «Царь»; «Господь»; «Могучего». Большая роль теме бога и именам бога мы видим в монологе старца Зосимы, в произведении Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Старец Зосима призывает к Богу, к любви ко всему живому и неживому. Для старика, любовь к Творцу проявляется в любви к его созданиям, даже самым маленьким и незначительным, на первый взгляд. Федор Достоевский, упоминая Бога использует такие теонимы как: «Божий»; «Господа»; «Всевышенего». Особый интерес представляют «Размышления о Божественной литургии», составленные Гоголем. В послесловии к книге Гоголь пишет о нравственном значении Божественной литургии для каждого человека, который принимает в ней участие, а также для всего российского общества. Теонимы, в тексте это Гоголя: «Господь»; «Отца»; «Вечный»; «Архиерей» «Духом Твоим святым». Анализируя тексты произведений М.Ю. Лермонтова, мы выделили группу, которая объединяет слова, связанные с общим понятием «теонимы» и «религия». Сюда входят лексемы, называющие: а) теонимы в Исламе - Аллах, Алла, Валах; б) посредника между богом и людьми - Магомет; в) служителей религиозного культа - мулла, муэцин, мюрид, мцыри; г) предметы культа - Коран, Алкоран; д) культовые сооружения у мусульман - мечеть, минарет; е) культовый обряд - намаз; ж) из мусульманской мифологии - шайтан; з) имена святых - Хадерилиаз; и) названия религиозных праздников - байран - всего 14 единиц. Целый ряд стихотворений Тютчева содержит элементы религиозной лексики, а также теонимы. Тютчев взыскует священной простоты Евангельского слова и напрямую обращается к Богу. Теонимы в тексте Федора Тютчева: «Милосердный»; «Всемогущий»; «Греющий»; «Господь». Стихотворение «На новый 1816 год», написанное в 1816-м году, которое перекликается с эллинской поэзией, так же пестрит религиозными понятиям и именами бога. Теонимы в стихотворении это: «Евменид»; «Богинь»; «Крона»; «Богом»; «Грозным». Ф.И.Тютчев был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Подводя итог исследованию, касающегося теонимов, нами сделан вывод о том, что, несмотря на наличие трудов ученых в этой области русского языка, вопрос о теонимах до сих пор недостаточно разработан.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М.: Вече, 1999. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Художественная литература, 1976. 2. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. – М., 1996. 3. Алексей, Константинович Толстой Алексей Константинович Толстой. Избранное / Алексей Константинович Толстой. - М.: Правда, 1986. – С. 480 4. Ветловская В.Е.Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».- СПб.: Издательство «Пушкинский дом», 2007. – С. 640 5. Брюсов В. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества. - В кн.: Брюсов В. Собрание сочинений, т. 6. М., 2003. C. 237 6. Ветловская В.Е.Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».- СПб.: Издательство «Пушкинский дом», 2007. - С. 640 7. Григоренко О. В. Новые наименования лиц в современном русском языке. Словарные материалы. Воронеж: научная книга, 2009. - 319 - С. 689 8. Джаубаева Ф.И. Русские писатели и Кавказ // Русские писатели открывают Кавказ. Антология. В 3т. т.1. - Ставрополь, 2010. - С. 32-48 8. Джаубаева Ф.И. Экзотическая лексика в произведениях русских писателей о Кавказе: А.А.Бестужев-Марлинс ий, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой. Опыт словаря // Сост., вступ.статья Ф.И.Джаубаевой. Под ред. профессора К.Э.Штайн. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. - С. 264 9. Джаубаева Ф.И. Языкотворчество русских писателей как миросозидающая деятельность на Северном Кавказе: А.А.Бестужев - Марлинский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой: автореф.докт.филол.н ук. - Ставрополь, 2010. - С. 328 10. Дионк Камель М. Лексическое воплощение Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Вестник ВГУ. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». - Воронеж: ВГУ, 2011. - №1. - С. 72-77 11. Евангелие Толстого: Избранные религиозно-философск е произведения Толстого. – М.: Новости, 1992. 12. Ениколопов И.К. Лермонтов на Кавказе. - Тбилиси, 1940. - С. 133 13. Жеребило Т.В. Лингвостилистическая абстракция как метод исследования. – Назрань, 2001. – С. 453 14. Киселёва И.А. Поэзия М.Ю. Лермонтова. - М., 2001. - С. 180 - 679 15. Климов Г.А., Халилов М.Ш. Словарь кавказских языков: Сопоставление основной лексики // Отв.ред. Я.Г.Тесталец. - М., 2003. - С. 511 16. Клычников Ю.Ю. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов: цена прогресса на Кавказе. - М., 2012. С. 40- 212 17. Мальсагова М.И. Теонимическая лексика как система (на материале художественных текстов). - Назрань: ООО «Пилигрим», 2001. – С. 5 18. Манн, Юрий Гоголь. Труды и дни. 1809-1845 / Юрий Манн. - М.: Аспект пресс, 2010. - С. 816 19. Магомедова Н.М. Пророки и посланники Всевышнего Аллаха. - М.: Прессбук, 2013. - С. 383 20. Мануйлов В.А. Лермонтовская энциклопедия. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. - С. 850 21. Никонов В.А. Ономастика Кавказа. - Махачкала: Дагучпедгтз, 1976. - С. 218 22. Ожегов С.И. и Шведова Ю.Н. Толковый словарь русского языка. Изд.4-е. - М., 2004. - С. 450-943 23. Пигарев К. Ф.И.Тютчев. Собр. соч. в 2-х томах. - М.: Правда, 1980. – С. 108-260 24. Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю. Лермонтова. Поэтика и фольклорно-классическ е традиции: Учеб.пособие // Науч.ред. Т.Г.Черняева; Кемеров.гос.ун-т. - Кемерово, 1990. - С. 91 25. Ходанен Л.А. Фольклорные и мифологические образы в лирике Лермонтова // Русская словесность. - 1994. - №2. - С. 32-36 26. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. - Киев, 1989. 27. Черных П.Я. Историко-этимологиче кий словарь современного русского языка. - М., 1994. 28. Шанский Н.М. Этимологический словарь славянских языков. - М.: Наука,1974. 29. Этимологический словарь славянских языков. - М.: Наука, 1974. 30. Эли ада Мирча, Кулиано Ион. Словарь религий, обрядов и верований: Пер. с анг. - СПб.: Университетская книга, 1997. 31. Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: Ок. 800 фразеологизмов.- М.: Русский язык, 1981.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.