Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 133982


Наименование:


Диплом Формирование основ экологической культуры младших школьников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 01.02.2025. Год: 2022. Страниц: 62. Уникальность по antiplagiat.ru: 70. *

Описание (план):


Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогиче кий колледж»


Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования
ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила
студентка 4 курса группы «А»

Астрахань, 2022
Оглавление
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников 9
1.1 Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в психолого-педагогиче кой литературе 9
1.2 Особенности формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира 15
Глава II. Экспериментальное исследование по формированию основ экологической культуры 28
2.1 Содержание и ход эксперимента 28
2.2 Анализ и обработка полученных результатов 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 1 Задания на уроках окружающего мира 51
Приложение 2 Конспект внеурочного занятия «Правила поведения в природе» 56



Введение
В настоящее время на этапе развития образования одним из значимых вопросов является формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста. По этой причине перед человечеством встает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Одним из важных факторов является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере у младших школьников.
Экологическое воспитание характеризует уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическая культура непрерывно развивается в процессе экологического воспитания, то есть является систематической и целенаправленной деятельностью обучающихся. В процессе данной деятельности учитель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности.
В последние годы возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского и др. Они рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательно процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.
По мнению ученых, экологический кризис на планете, в конце концов, «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а активное участие в этой работе всех категорий населения. Важным в решении этой проблемы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Экологическое обучение и воспитание в действительности становится стержнем концепции образования ХХI в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой, производством и обществом.
Сегодня проблемы экологического образования школьников достаточно полно представлены в педагогической литературе. Так, в работах Л.А. Битюковой и С.В. Тощакова, В.В. Ворошиловой и Ю.П. Баглаевой, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.Г. Жернаковой, Н.М. Захарова и А.В. Баранова, И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, Н.В. Лободиной, А.В. Миронова, Л.В. Моисеевой и Ю.Г. Никитиной, С.Н. Николаевой, И.А. Саушкиной, И.В. Цветковой, Л.А. Шигиной, С.В. Юркиной и др. обоснованы принципы, цели, задачи, формы организации и методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах. Так, Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения отмечается, что личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части экологического воспитания бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностн го отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения; приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов [].
Проблема взаимосвязи общества и природы в настоящее время выходит на первый план и становится одной из важнейших проблем в социуме. Для решения данной проблемы необходимо сформировать с раннего возраста важность хорошего отношения к природе.
Многолетнее изучение проблем экологического образования младших школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственно деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды.
В концептуальных работах Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения.
В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности.
Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогиче ких исследованиях. Решение этой проблемы – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.
Вместе с тем, как показал анализ литературы, несмотря на то, что в настоящее время учителя располагают достаточной содержательной и методической базой для реализации требований к экологическому образованию, заложенных в стандарте и развернутых в приложениях к нему. На практике они зачастую сталкиваются с трудностями при подборе экологического материала для уроков окружающего мира, составлении плана уроков, подборе экологических игр и т.д.
Цель исследования: определить необходимые условия формирования экологической культуры у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования – процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективен, если обогащать опыт практической деятельности.
Объект исследования: экологическая культура младших школьников
Предмет исследования: формирование основ экологической культуры младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогиче кой и научно-методической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников, раскрыть основные понятия.
2. Выявить уровень сформированности экологической культуры у учащихся начальных классов.
3. Разработать и апробировать разнообразные задания, направленные на обогащение опыта практической деятельности и способствующие формированию экологической культуры младших школьников.
4. Обобщить полученные результаты, сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение за младшими школьниками в процессе деятельности; анкетирование, педагогический эксперимент.
Методологические основы исследования определены в соответствии с обоснованием принципов, целей, задач, форм организации и методов экологического образования (Битюкова Л.А., Воедилова И. А, Тощаков С.В., Ворошилова В.В., Баглаева Ю. П.); содержанием экологического образования (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.Г. Жернаковой, Н.М. Захарова и А.В. Баранова), рекомендациями по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе (И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, Н.В. Лободиной, А.В. Миронова, Л.В. Моисеевой и Ю.Г. Никитиной), определены условия реализации идей экологического образования (С.Н. Николаевой, И.А. Саушкиной, И.В. Цветковой, Л.А. Шигиной, С.В. Юркиной).
База исследования: МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 64». Выборку составили ученики 2 «Г» класса, 30 обучающихся.
Исследование осуществлялось в четыре этапа:
Поисково-теоретическ й: анализ научно – методической литературы; определение научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
Опытно – практический: описание приемов формирования основ экологической культуры младших школьников; проверка рабочей гипотезы; обработка полученных результатов.
Заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; разработка рекомендаций по формированию основ экологической культуры у младших школьников.
Практическая значимость исследования: разработаны разнообразные приемы, способствующие формированию основ экологической культуры младших школьников; доказана их эффективность.
Апробация исследования. Результаты исследования – статья «» представлены
Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 32 наименования, иллюстрирована 2 таблицами и 3 рисунками. Выпускная квалификационная работа включает 2 приложения. Общий объем работы 48 страниц.


Глава I. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1 Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в психолого-педагогиче кой литературе
Взаимосвязь человечества и природы всегда являлось средством выживания и развития общества. Сегодня, в результате возросшей технической мощи человечества постоянно возрастает его влияние на биосферу. Преобразуется облик планеты: исчезают леса, иссякают полезных ископаемых, некоторые бытовые отходы не распадаются, портится качество воды и много других явлений. Приоритет материальных благ в отношениях человека к человеку имеет влияние на весь окружающий мир, включая и природу. Нерациональное, потребительское отношение человека к своей среде обитания неизбежно приводит к угрозе истребления множества видов животного, растительного мира и, в конечном счете, самого человека. Как результат, в современном мире проблемы окружающей среды приобрели масштабный характер. Они затрагивают основы цивилизации и предопределяют возможности выживания человечества. Назрела крайняя необходимость осознать ценность экологии для сохранения здоровья и жизни людей, всей планеты в целом...


Заключение
Проведенное исследование проблемы формирования адекватной самооценки младшего школьника как отражение эмоционально-положит льного отношения к учебной деятельности позволило сделать следующие выводы.
1. Экологическая культура – это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии»
2. Под экологической культурой следует понимать особый «срез» общей культуры общества, транслирующий гармоничный способ взаимодействия общества с окружающей средой и характеризующий осознанный подход к природе и практическое участие в улучшении природопользования. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности.
3. Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогиче ких исследованиях. Решение этой проблемы – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.
4. Формирование начальных основ экологической культуры требует введения конкретных методов, форм работы и содержание, а также создания условий, необходимых для постоянного общения с природными объектами. Использование разных методов и средств, отвечающих возрастным возможностям детей, в том числе возросшей активности и самостоятельности современных младших школьников, позволяет учителю сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка.
5. Экологическое образование и воспитание детей – это воспитание нравственности (воспитание гуманного отношения к природе), духовности, интеллекта (формирование системы экологических знаний и представлений), развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею).
6. При этом сегодня возникает необходимость, во-первых, в непрерывном экологическом воспитании и образовании, причем, младший школьный возраст рассматривается как важная ступень экологического образования, во-вторых, в постоянном совершенствовании существующих и поиске инновационных методов и средств экологического воспитания и образования.
7. Анкета Л.В. Моисеевой позволила выявить уровни сформированности экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста и определить их как «высокий», «средний» и «низкий».
Результаты эксперимента доказали, что разработанная система заданий, которые использовались на уроках и внеурочных заданиях способствовала формированию экологической культуры младших школьников. У обучающихся проявлялось понимание необходимости бережного отношения к природе и ее обитателям, проявлялась готовность помочь окружающей среде, к осуществлению которой учащиеся отнеслись ответственно и проявили эмоционально-положит льное отношение, заинтересованность; при ответах показали хороший уровень усвоения экологических знаний
Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение на теоретическом и практическом уровнях.


Список литературы
1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 240 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновацион. курс: учеб. пособие для студентов вузов /В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 608 с.
3. Бианки, В.В. Лесная газета [Текст]: сказки и рассказы /В.В. Бианки. - М.: АСТ: Астрель, 2017. – 591 с
4. Битюкова, Л.А., Тощакова С.В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО //Начальная школа плюс до и после. – 2020. –7. – С. 10-14.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения - М.: 2016. - 5. - С. 250-259
6. Владышевский, Д.В. Экология и мы /Д.В. Владышевский. – Красноярск: КГУ, 2019. –214с.
7. Воедилова, И.А. Экологическая культура как новое качествокультуры //Астраханский вестник экологического образования. – 2021. – 1. – С. 90-92.
8. Ворошилова, В.В., Баглаева, Ю.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у школьников в процессе экологического воспитания //Педагогическое образование. – 2017. – 3. – С. 13-29
9. Глазачев, С.Н. Экологическая культура мира – приоритет безопасности планеты //Зеленый мир. 2018 - 9–10. С. 17–20.
10. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания:
11. Ермолаева, П.О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект): автореф. дисс. канд. социол. наук. – Казань, 2019. – 27 с.
12. Жернакова, Л.Г. Философский подход к экологическому воспитанию и образованию. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015 – № 2. – С. 147-15
13. Захарова, Н.М., Баранов, А.В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы //Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – 13. – С. 57-59.
14. Захлебный, А.Н. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству /А.В. Захаров //Право и образование. – 2015 – 3.– С. 84–98
15. Зебзеева, А.В. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие [Текст] /А.В. Забзеева. - М.: ТЦ СФЕРА, 2019. - 288 с.
16. Ищука, В.В. Планета Земля – наш общий дом: сборник информационно-методич ских материалов экологического просветительского марафона, /В. В. Ищука. – Ярославль, 2019. – 75с.
17. Костенко, С.Л. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии /С.Л. Костенко. - Текст : непосредственный //Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. - С. 146-148.
18. Кривошеева, Е.С. На пути к экологическому сознанию //Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2015. – 1. – С. 177-183.
19. Лескова, С. В. Формирование экологической культуры. / Начальная школа.- 2019 – 7 – 48с
20. Минаева, В.М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия /В.М. Минаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2016. – 66 с.
21. Миронов, А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта //Начальная школа. – 2018. – 2. – С. 48
22. Моисеева, Л.В., Никитина, Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников //Педагогическое образование в России. – 2017. – 2 – С. 203-210.
23. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2017. – 224 с
24. Панов, В.И. О предмете психологии экологического сознания [Текст]/ В.И. Панов //Прикладная психология, 2020. - 6. С. 8, 13.
25. Саушкина, И.А. Экологическое воспитание в начальной школе //Альманах современной науки и образования. – 2019. –10. – С. 165-167.
26. Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками //Начальная школа. – 2019. –5 – 56с
27. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Учреж. сред. пед. учеб. Заведений /Л.П. Симонова–М.: «Академия», 2016. – 160с
28. Совершенствовани профессионально-педаг гической подготовки учителя начальных классов. – Сборник научных трудов. /Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2019.
29. Суравегина, И. Т. Экология и мир /И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т. В. Кучер. – М.: Новая школа, 2018. – 126с.
30. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - М.,: изд. — Концептуал, 2019. - 320с
31. Тарасова, Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, БГПИ, 2018. – 146 с.
32. Экология /В.Д. Валова (Копылова), О.М. Зверев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 376 с.

Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.