Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133982
Наименование:
Диплом Формирование основ экологической культуры младших школьников
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Педагогика.
Добавлен: 01.02.2025.
Год: 2022.
Страниц: 62.
Уникальность по antiplagiat.ru: 70. *
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Выполнила студентка 4 курса группы «А»
Астрахань, 2022 Оглавление Введение 3 Глава I. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников 9 1.1 Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в психолого-педагогиче кой литературе 9 1.2 Особенности формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира 15 Глава II. Экспериментальное исследование по формированию основ экологической культуры 28 2.1 Содержание и ход эксперимента 28 2.2 Анализ и обработка полученных результатов 42 Заключение 45 Список литературы 47 Приложение 1 Задания на уроках окружающего мира 51 Приложение 2 Конспект внеурочного занятия «Правила поведения в природе» 56
Введение В настоящее время на этапе развития образования одним из значимых вопросов является формирование экологической культуры детей младшего школьного возраста. По этой причине перед человечеством встает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Одним из важных факторов является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере у младших школьников. Экологическое воспитание характеризует уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Экологическая культура непрерывно развивается в процессе экологического воспитания, то есть является систематической и целенаправленной деятельностью обучающихся. В процессе данной деятельности учитель подбирает соответствующие методы и приемы, которые способствуют эффективному достижению поставленных целей, а именно формирование экологических знаний о природе, усвоение правил взаимодействия с окружающим миром, участие в природоохранной деятельности. В последние годы возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, В.С. Липицкого, И.С. Матрусова, А.П. Мамонтовой, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинского и др. Они рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательно процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. По мнению ученых, экологический кризис на планете, в конце концов, «победит» не деятельность специалистов по охране окружающей среды, а активное участие в этой работе всех категорий населения. Важным в решении этой проблемы является непрерывность экологического образования, что означает взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое обучение и воспитание в действительности становится стержнем концепции образования ХХI в., отражая историческую необходимость перехода человека к новому типу отношений с природой, производством и обществом. Сегодня проблемы экологического образования школьников достаточно полно представлены в педагогической литературе. Так, в работах Л.А. Битюковой и С.В. Тощакова, В.В. Ворошиловой и Ю.П. Баглаевой, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.Г. Жернаковой, Н.М. Захарова и А.В. Баранова, И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, Н.В. Лободиной, А.В. Миронова, Л.В. Моисеевой и Ю.Г. Никитиной, С.Н. Николаевой, И.А. Саушкиной, И.В. Цветковой, Л.А. Шигиной, С.В. Юркиной и др. обоснованы принципы, цели, задачи, формы организации и методы экологического образования, разработаны основы его содержания, рекомендации по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе, определены условия реализации идей экологического образования в разных аспектах. Так, Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования нового поколения отмечается, что личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части экологического воспитания бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностн го отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения; приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов []. Проблема взаимосвязи общества и природы в настоящее время выходит на первый план и становится одной из важнейших проблем в социуме. Для решения данной проблемы необходимо сформировать с раннего возраста важность хорошего отношения к природе. Многолетнее изучение проблем экологического образования младших школьников позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально-нравственно деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. В концептуальных работах Зверева И.Д., Суравегиной И.Т., Захлебного А.Н., посвященных проблемам экологического образования школьников, содержатся важные выводы о возможностях экологического воспитания детей в процессе обучения. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогиче ких исследованиях. Решение этой проблемы – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание. Вместе с тем, как показал анализ литературы, несмотря на то, что в настоящее время учителя располагают достаточной содержательной и методической базой для реализации требований к экологическому образованию, заложенных в стандарте и развернутых в приложениях к нему. На практике они зачастую сталкиваются с трудностями при подборе экологического материала для уроков окружающего мира, составлении плана уроков, подборе экологических игр и т.д. Цель исследования: определить необходимые условия формирования экологической культуры у младших школьников в процессе урочной и внеурочной деятельности. Гипотеза исследования – процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективен, если обогащать опыт практической деятельности. Объект исследования: экологическая культура младших школьников Предмет исследования: формирование основ экологической культуры младших школьников. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогиче кой и научно-методической литературы по проблеме формирования экологической культуры младших школьников, раскрыть основные понятия. 2. Выявить уровень сформированности экологической культуры у учащихся начальных классов. 3. Разработать и апробировать разнообразные задания, направленные на обогащение опыта практической деятельности и способствующие формированию экологической культуры младших школьников. 4. Обобщить полученные результаты, сделать выводы. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение за младшими школьниками в процессе деятельности; анкетирование, педагогический эксперимент. Методологические основы исследования определены в соответствии с обоснованием принципов, целей, задач, форм организации и методов экологического образования (Битюкова Л.А., Воедилова И. А, Тощаков С.В., Ворошилова В.В., Баглаева Ю. П.); содержанием экологического образования (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.Г. Жернаковой, Н.М. Захарова и А.В. Баранова), рекомендациями по формированию экологических знаний, умений и навыков поведения в природе (И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной, Н.В. Лободиной, А.В. Миронова, Л.В. Моисеевой и Ю.Г. Никитиной), определены условия реализации идей экологического образования (С.Н. Николаевой, И.А. Саушкиной, И.В. Цветковой, Л.А. Шигиной, С.В. Юркиной). База исследования: МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 64». Выборку составили ученики 2 «Г» класса, 30 обучающихся. Исследование осуществлялось в четыре этапа: Поисково-теоретическ й: анализ научно – методической литературы; определение научного аппарата исследования: проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования. Опытно – практический: описание приемов формирования основ экологической культуры младших школьников; проверка рабочей гипотезы; обработка полученных результатов. Заключительно – обобщающий: обработка и систематизация материала; разработка рекомендаций по формированию основ экологической культуры у младших школьников. Практическая значимость исследования: разработаны разнообразные приемы, способствующие формированию основ экологической культуры младших школьников; доказана их эффективность. Апробация исследования. Результаты исследования – статья «» представлены Структура и объем исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, включающего 32 наименования, иллюстрирована 2 таблицами и 3 рисунками. Выпускная квалификационная работа включает 2 приложения. Общий объем работы 48 страниц.
Глава I. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности 1.1 Проблемы формирования экологической культуры у младших школьников в психолого-педагогиче кой литературе Взаимосвязь человечества и природы всегда являлось средством выживания и развития общества. Сегодня, в результате возросшей технической мощи человечества постоянно возрастает его влияние на биосферу. Преобразуется облик планеты: исчезают леса, иссякают полезных ископаемых, некоторые бытовые отходы не распадаются, портится качество воды и много других явлений. Приоритет материальных благ в отношениях человека к человеку имеет влияние на весь окружающий мир, включая и природу. Нерациональное, потребительское отношение человека к своей среде обитания неизбежно приводит к угрозе истребления множества видов животного, растительного мира и, в конечном счете, самого человека. Как результат, в современном мире проблемы окружающей среды приобрели масштабный характер. Они затрагивают основы цивилизации и предопределяют возможности выживания человечества. Назрела крайняя необходимость осознать ценность экологии для сохранения здоровья и жизни людей, всей планеты в целом...
Заключение Проведенное исследование проблемы формирования адекватной самооценки младшего школьника как отражение эмоционально-положит льного отношения к учебной деятельности позволило сделать следующие выводы. 1. Экологическая культура – это сложное личностное образование, включающее в себя ответственность за состояние окружающей среды, наличие экологических взглядов и убеждений, опыт деятельности по изучению и охране природной среды, систему научных понятий по проблемам современной экологии» 2. Под экологической культурой следует понимать особый «срез» общей культуры общества, транслирующий гармоничный способ взаимодействия общества с окружающей средой и характеризующий осознанный подход к природе и практическое участие в улучшении природопользования. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. 3. Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогиче ких исследованиях. Решение этой проблемы – непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание. 4. Формирование начальных основ экологической культуры требует введения конкретных методов, форм работы и содержание, а также создания условий, необходимых для постоянного общения с природными объектами. Использование разных методов и средств, отвечающих возрастным возможностям детей, в том числе возросшей активности и самостоятельности современных младших школьников, позволяет учителю сделать природу важным фактором всестороннего развития ребенка. 5. Экологическое образование и воспитание детей – это воспитание нравственности (воспитание гуманного отношения к природе), духовности, интеллекта (формирование системы экологических знаний и представлений), развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею). 6. При этом сегодня возникает необходимость, во-первых, в непрерывном экологическом воспитании и образовании, причем, младший школьный возраст рассматривается как важная ступень экологического образования, во-вторых, в постоянном совершенствовании существующих и поиске инновационных методов и средств экологического воспитания и образования. 7. Анкета Л.В. Моисеевой позволила выявить уровни сформированности экологической культуры у обучающихся младшего школьного возраста и определить их как «высокий», «средний» и «низкий». Результаты эксперимента доказали, что разработанная система заданий, которые использовались на уроках и внеурочных заданиях способствовала формированию экологической культуры младших школьников. У обучающихся проявлялось понимание необходимости бережного отношения к природе и ее обитателям, проявлялась готовность помочь окружающей среде, к осуществлению которой учащиеся отнеслись ответственно и проявили эмоционально-положит льное отношение, заинтересованность; при ответах показали хороший уровень усвоения экологических знаний Выдвинутая нами гипотеза нашла подтверждение на теоретическом и практическом уровнях.
Список литературы 1. Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 240 с. 2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновацион. курс: учеб. пособие для студентов вузов /В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 608 с. 3. Бианки, В.В. Лесная газета [Текст]: сказки и рассказы /В.В. Бианки. - М.: АСТ: Астрель, 2017. – 591 с 4. Битюкова, Л.А., Тощакова С.В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО //Начальная школа плюс до и после. – 2020. –7. – С. 10-14. 5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения - М.: 2016. - 5. - С. 250-259 6. Владышевский, Д.В. Экология и мы /Д.В. Владышевский. – Красноярск: КГУ, 2019. –214с. 7. Воедилова, И.А. Экологическая культура как новое качествокультуры //Астраханский вестник экологического образования. – 2021. – 1. – С. 90-92. 8. Ворошилова, В.В., Баглаева, Ю.П. Дидактическая игра как средство развития познавательного мышления у школьников в процессе экологического воспитания //Педагогическое образование. – 2017. – 3. – С. 13-29 9. Глазачев, С.Н. Экологическая культура мира – приоритет безопасности планеты //Зеленый мир. 2018 - 9–10. С. 17–20. 10. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: 11. Ермолаева, П.О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект): автореф. дисс. канд. социол. наук. – Казань, 2019. – 27 с. 12. Жернакова, Л.Г. Философский подход к экологическому воспитанию и образованию. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2015 – № 2. – С. 147-15 13. Захарова, Н.М., Баранов, А.В. Экологическое воспитание учащихся начальной школы //Вестник Бурятского государственного университета. – 2018. – 13. – С. 57-59. 14. Захлебный, А.Н. Формирование экологической культуры как средство предупреждения и устранения современных глобальных экологических вызовов человечеству /А.В. Захаров //Право и образование. – 2015 – 3.– С. 84–98 15. Зебзеева, А.В. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие [Текст] /А.В. Забзеева. - М.: ТЦ СФЕРА, 2019. - 288 с. 16. Ищука, В.В. Планета Земля – наш общий дом: сборник информационно-методич ских материалов экологического просветительского марафона, /В. В. Ищука. – Ярославль, 2019. – 75с. 17. Костенко, С.Л. Формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности через развивающие образовательные технологии /С.Л. Костенко. - Текст : непосредственный //Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. - С. 146-148. 18. Кривошеева, Е.С. На пути к экологическому сознанию //Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2015. – 1. – С. 177-183. 19. Лескова, С. В. Формирование экологической культуры. / Начальная школа.- 2019 – 7 – 48с 20. Минаева, В.М. Развитие отечественной методики преподавания природоведения: Хрестоматия /В.М. Минаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2016. – 66 с. 21. Миронов, А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта //Начальная школа. – 2018. – 2. – С. 48 22. Моисеева, Л.В., Никитина, Ю.Г. Формирование экологической компетентности младших школьников //Педагогическое образование в России. – 2017. – 2 – С. 203-210. 23. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2017. – 224 с 24. Панов, В.И. О предмете психологии экологического сознания [Текст]/ В.И. Панов //Прикладная психология, 2020. - 6. С. 8, 13. 25. Саушкина, И.А. Экологическое воспитание в начальной школе //Альманах современной науки и образования. – 2019. –10. – С. 165-167. 26. Симонова, Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками //Начальная школа. – 2019. –5 – 56с 27. Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. Учреж. сред. пед. учеб. Заведений /Л.П. Симонова–М.: «Академия», 2016. – 160с 28. Совершенствовани профессионально-педаг гической подготовки учителя начальных классов. – Сборник научных трудов. /Под ред. Т.И.Тарасовой. – Борисоглебск, 2019. 29. Суравегина, И. Т. Экология и мир /И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т. В. Кучер. – М.: Новая школа, 2018. – 126с. 30. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - М.,: изд. — Концептуал, 2019. - 320с 31. Тарасова, Т.И. Экологическое воспитание школьников на межпредметной основе / Основы непрерывного экологического образования (Детский сад – школа - ВУЗ): Учебное пособие. – Борисоглебск, БГПИ, 2018. – 146 с. 32. Экология /В.Д. Валова (Копылова), О.М. Зверев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. - 376 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.