Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133098
Наименование:
Реферат Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: Юриспруденция.
Добавлен: 23.10.2023.
Год: 2022.
Страниц: 20.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Доклад на тему: «Юридическая природа актов Президента Российской Федерации.»
Подготовила: обучающаяся 1-го курса, группы МПИ22-3-в очно-заочной формы обучения международно-правово о института, направление подготовки: «Юриспруденция»
Москва 2023 Содержание: 1. Введение 2. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере правотворчества 3. Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация 4. Правовые акты Президента РФ и их юридическая природа 5. Заключение 6. Список используемой литературы
Введение Правотворчество Президента Российской Федерации - сравнительно новое явление в правовом пространстве России. Оно выражается в издании актов президента и в сотрудничестве с Федеральным Собранием Российской Федерации. Осуществление единой государственной власти невозможно без тесного сотрудничества и взаимодействия главы государства с парламентом. В демократическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название "сдержки и противовесы". Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти и злоупотребление ею. В рамках этой системы во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием Российской Федерации. Президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены, ввиду отсутствия специального закона о президенте, в основном в статьях 83 - 90 Конституции Российской Федерации, а также в ряде статей, относящихся к деятельности других государственных органов. В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах и иных нормативно - правовых актах. Вместе с тем, практика идёт по этому пути. Например, право Президента Российской Федерации утверждать положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено его Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации". Вероятно, по мере укрепления правовой и законодательной основ государственного механизма России необходимо отказаться от принципа "саморегулирования" Президентом своих полномочий. Но акты Президента Российской Федерации всё больше принимаются по наиболее актуальным и не урегулированным вопросам. Конституционными нормами впервые были установлены важнейшие принципы и правил взаимоотношения Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания, включая основы правового механизма и процедуру их взаимодействия между собой в законотворческом процессе. Практика взаимоотношений Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания в законотворческой сфере, основанная на принципе разделения властей, показала, за прошедшее с декабря 1993 года время, их достаточно высокую эффективность. Компетенция Президента Российской Федерации в сфере правотворчества Весьма обширна компетенция Президента Российской Федерации, дающая ему возможность участвовать в правотворчестве. Указом от 13 апреля 1996 г. утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе. Это Положение регламентирует обязанности всех участников законотворческой деятельности. В частности, указывается, что предложения о разработке законопроектов могут исходить от Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, общественных объединений и граждан. В отличие от Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые наделяются правом законодательной инициативы по предметам их ведения, главу государства Основной закон не ограничивает. Президент Российской Федерации может вносить законопроекты по любому вопросу, в том числе о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации (ст.134). Кроме того, Президент Российской Федерации имеет возможность оказывать влияние и на содержание законопроектов путём использования права вето, то есть права, не подписывая, отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. К сфере исключительной компетенции Президента Российской Федерации относится право роспуска Государственной Думы Российской Федерации (ст.84, 109, 111 и 117 Конституции), предполагающее непосредственное воздействие главы государства на законодательный процесс. Право Президента России на роспуск Государственной Думы дает возможность активно преодолевать тупиковые ситуации во взаимоотношениях парламента и Правительства, а Государственная Дума, при полномочиях корректировать состав Правительства, доводить свое мнение до Президента, обязанного рассмотреть позицию законодательной власти и принять одно из предусмотренных Конституцией решений. Президенту Российской Федерации принадлежит также право назначать выборы Государственной Думы Российской Федерации, в то время как выборы Президента Российской Федерации назначаются Советом Федерации. В то же время Совет Федерации формируется на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона без участия Государственной Думы Российской Федерации и Президента Российской Федерации. После выборов Государственная Дума Российской Федерации собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент Российской Федерации может созвать заседание Думы Российской Федерации раньше этого срока. Законодательная "ветвь власти", в свою очередь, имеет свои "формы влияния" на Президента Российской Федерации. Исключительное право Президента Российской Федерации - издавать указы и распоряжения, юридическая природа которых Конституцией Российской Федерации не формализована и потому нуждается в тщательном изучении. Ежедневное сотрудничество Президента Российской Федерации с палатой Федерального Собрания обеспечивается с помощью его полномочных представителей в каждой палате - новый институт конституционного права, доселе неизвестный конституционной практике России. Они представляют на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, Российской Федерации внесенные Президентом Российской Федерации законопроекты, выступают с обоснованием отклонения Президентом Российской Федерации принятых палатами законов. При рассмотрении законопроектов в палатах Президентом Российской Федерации назначаются официальные представители (как правило, из числа членов Правительства Российской Федерации). При внесении законопроектов о ратификации или денонсации международных договоров официальным представителем назначается Министр иностранных дел или один из его заместителей. В действующем механизме взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального Собрания важное место занимает обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Такое обращение является не только исключительным правом Президента Российской Федерации, но, и исходя из смысла ст.84 Конституции Российской Федерации, его обязанностью. Президент Российской Федерации вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Здесь его компетенция прямо вытекает из статуса главы государства как гаранта Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.80 Конституции Российской Федерации). Так, ч.3 ст.115, посвящённая Правительству Российской Федерации, устанавливает право Президента Российской Федерации отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. По Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации предоставлено право урегулирования возникающих споров между субъектами Российской Федерации или приведение в соответствие с Основным Законом или нормами международного права актов исполнительной власти субъектов Федерации. Конституция Российской Федерации выразила это право в следующей формуле: "Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае не достижения согласованного решения он может передать дело на рассмотрение соответствующего суда” (ч.1 ст.85). Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация 1. Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной думы и на прекращение её полномочий, так и на её законодательную деятельность. 2. Полномочия Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом рассматривают главу государства как непременного участника законодательного процесса. А при условии ряда других полномочий - и участником правотворческого процесса в целом... Заключение Участвуя в законодательном, а при наличии полномочий по изданию правовых актов, Президент РФ обладает широким диапазоном средств и форм участия в правотворческом процессе. В сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого процесса, это выражается: 1) в наличии у него права законодательной инициативы и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ 2) в работе полномочных представителей и представителей Президента в палатах Федерального Собрания 3) в возможности давать на законопроекты заключения, содержащие замечания и конкретные предложения 4) в работе согласительных комиссий с участием представителей главы государства 5) в его праве налагать вето на принятые федеральные законы и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия 6) в промульгации законов Активная и порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессе часто приводит к конфронтации между главой государства и парламентом. В результате принимаются несовершенные, юридически не обоснованные законы. Поэтому необходимо в интересах защиты конституционного строя и обеспечения экономической стабильности России: разработать конкретные механизмы законодательного сотрудничества принять закон о правовом регулировании законодательного процесса в Российской Федерации внести изменения в регламенты палат Федерального Собрания Вместе с тем, в настоящее время необходима более тесная координация Президентом РФ структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование и распыление сил. Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер. Можно утверждать, что большая часть функций главы государства реализуется посредством издания им правовых актов, которые различаются: 1) по форме (указы и распоряжения, а также программы, концепции, положения и доктрины, утверждаемые указами) 2) по юридической силе (нормативные и правоприменительные, причем нормативными должны быть только указы) Указы Президента РФ должны носить характер подзаконных актов, но в современных условиях, когда многие вопросы требуют оперативного законодательного решения, глава государства издает указы, восполняющие пробелы в праве. Данные полномочия должны быть делегированы Президенту РФ парламентом, а "законодательные" указы будут утрачивать свою силу с принятием соответствующих федеральных законов. Однако это предложение необходимо оформить на конституционном уровне. Не менее значима и проблема соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Очевидно, что в отношении исполнительной власти глава государства обладает наибольшим объемом полномочий. В иерархии нормативных правовых актов постановления Правительства стоят ниже указов Президента РФ, поскольку первые издаются на основании и во исполнение вторых. Кроме того, правительственные акты, в случае противоречия их указам, могут быть отменены главой государства. Переплетение функций Президента и Правительства порождает коллизии, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Поэтому необходимо сбалансировать полномочия двух этих органов власти и внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, закрепив за Правительством РФ право, самостоятельно издавать постановления и распоряжения в сфере экономики, науки, культуры, образования, природопользования, охраны окружающей среды, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, но с обязательным уведомлением об этом главы государства. Президент РФ как глава федеративного государства обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Акты органов законодательной власти субъектов Президент РФ не управомочен ни приостанавливать, ни отменять, но как гарант Конституции РФ он использует различные механизмы воздействия на правотворчество региональных представительных органов. В заключение нужно отметить, что акты Президента РФ, как и все действующие нормативные акты Российской Федерации, нуждаются в систематизации. Указы и распоряжения необходимо обобщить и издать в виде отдельного сборника. Такая мера позволила бы устранить имеющиеся противоречия между актами главы государства, исключить их дублирование и будет способствовать их большей согласованности.
Список используемой литературы 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 5 издание, изм. и доп. - М.: Норма, 2006 г 2. Котенков А.А. Президент - парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе. Государство и право, 1998, №9, №10 3. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. 4. Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е. Кутафина. - 7-е издание. - М.: Юристъ, 2000. 5. Ширяев Ю.Е. Основные направления участия Президента России в законотворческом процессе // Правоохранительная деятельность в России: теория и практика: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 11 Часть 3 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. 6. Ширяеев Ю.Е. Президент Российской Федерации // Конституционное право России: Учебник / Под ред.В.П. Сальникова. Гл. 16. - М.: ЦКОР МВД России, 2005. 7. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. Государство и право, 2001, №3 8. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. Государство и право, 2001, №3 9. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. - М., Закон и право, 2000.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.