Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 115795
Наименование:
Диплом Типология женских образов в рассказах Б.Екимова
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Литература.
Добавлен: 22.03.2019.
Год: 2018.
Страниц: 52.
Уникальность по antiplagiat.ru: 66. *
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………...3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественного воплощения образа женщины в русской литературе XX – XXI вв. ………6 1.1. Определение понятий «тип», «типология», «образ» в современном литературоведении………..6 1.2. Типологии женских образов в современном отечественном и зарубежном литературоведении……….9 1.3. Характерология женских образов в русской прозе XX – XXI вв..17 Глава 2. Анализ женских образов в произведениях Б. Екимова……….25 2.1. Типы женских образов в рассказах Б.Екимова………25 2.2. Образ «традиционной женщины» в рассказах Б.Екимова……….32 2.3. Динамика женского образа в рассказах Б.Екимова……….38 Заключение……….47 Список литературы………50
Введение
Актуальность исследования. Творчество Б.П.Екимова - одно из самых значительных и сложных явлений в русской литературе второй половины XX – начала XXI веков. Судьба «деревенской» прозы как течения в русской литературе XX века - один из самых обсуждаемых вопросов в современном литературоведении. Многие писатели-«деревенщик » продолжают работать в последнее десятилетие XX века (В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Е. Носов и др.), однако потенциал течения, по мнению литературоведов, утрачен еще в середине 1980-х годов. Тем не менее, достижения «деревенской» прозы значительны, и именно этот факт позволил В.Курбатову назвать данное течение «последней великой литературной школой» [44, С.7]. Творческий путь Бориса Петровича Екимова (р. 1938 г.), современного волгоградского прозаика, лауреата Государственной премии Российской Федерации (1998 г.), лауреата международной литературной премии «Москва-Пенне» (1997 г.) и др. - это путь развития лучших традиций русской классической литературы. Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской» прозы. Стремление постичь правду истории и через необходимость исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и человека-труженика, попавшего в нелёгкие условия «выживания», просветительство, глубокий психологизм в изображении человека - эти черты составляют пафос произведений писателя. В последние десятилетия XX века в современном гуманитарном знании и в мировом искусстве особое внимание обращено к гендерным проблемам. Многочисленные и разнообразные публикации психологов, социологов, философов, лингвистов, литературоведов, историков литературы в России свидетельствуют об этом. В связи с этим становится очевидной недостаточная изученность в литературоведении специфики воссоздания женских образов в русской прозе. К тому же анализ произведений Б.Екимова дает представление как о художественном изображении русского характера на современном этапе, так и об общих тенденциях развития реалистической прозы конца XX - начала XXI вв. Особую актуальность работе придает тот факт, что творчество Б.П. Екимова только в последние годы стало предметом изучения. Мы обращаемся к современному литературному процессу, к проблеме воплощения женского образа в литературной прозе Б.П. Екимова. Предмет исследования – типология женских образов в прозе Б.Екимова второй половины XX – начала XXI вв. Объект исследования – система женских образов в произведениях Б.П. Екимова второй половины XX - начала XXI вв. Цель исследования - проанализировать систему женских образов и создать их типологию в прозе Б.Екимова второй половины XX – начала XXI вв. Исходя из цели исследования, решаются следующие задачи: - осмыслить историко-литературны и социально-философски аспекты проблемы художественного воплощения образа женщины в русской литературе XX – XXI вв.; - проанализировать типологии женских образов, сложившиеся в отечественном и зарубежном литературоведении; - раскрыть основные черты, характеризующие образ женщины в русской прозе XX – XXI вв. - выявить типологию женских образов в рассказах Б.Екимова; - проанализировать женские типы в рассказах Б.Екимова; - проанализировать эволюцию женских образов в произведениях Б.П. Екимова. Методологическую основу настоящего исследования составляют теоретические исследования М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.М. Жирмунского, Н.А. Грозновой, Д.С. Лихачева, А.С. Бушмина, В.В. Кожинова, Г.Н. Поспелова, Л.В. Чернец, Н.Л. Лейдермана, в которых рассматривается проблема литературных традиций, типологии образов, а также вопросы теории «малых жанров». В работе нашли отражение результаты исследований отечественных ученых о специфике женского образа: Г.Д. Гачева, Ю.С. Сохрякова, Б.И. Бурсова, E.H. Купреяновой и Г.П. Макогоненко, В.А. Редькина, И.В. Храмова, И.Ш. Юнусова, Н.Ю. Желтовой. Методы исследования. Сравнительно-сопоста ительный, историко-функциональ ый и историко-генетически методы анализа произведений. Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 45 наименований.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы художественного воплощения образа женщины в русской литературе XX – XXI вв.
1.1. Определение понятий «тип», «типология», «образ» в современном литературоведении
Прежде чем рассматривать типологии женских образов, сложившиеся в отечественном и зарубежном литературоведении, необходимо рассмотреть понятия: тип, типология и образ. Тип - (от греч. typos - образец) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п ., совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. Литературные типы являются отражением тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей. Распространение того или иного литературного типа может быть продиктовано «социальным заказом», то есть потребностью общества, читателей в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств. Интерес и благожелательное отношение к ним со стороны читателей и критики, успех книг, в которых изображаются такие люди, стимулирует писателей к «повторению» или «вариациям» определенного литературного типа. Нередко новый литературный тип вызывает интерес критиков, которые и дают ему название («благородный разбойник», «лишний человек», «маленький человек», «униженные и оскорбленные», «нигилист», «босяк»). Теоретическое осмысление литературных типов завершается литературоведами, опирающимися на более широкий круг фактов истории литературы. Довольно часто под литературным типом понимают группу персонажей, объединенных общим социальным положением (дворяне, помещики, чиновники, крестьяне, купцы и т.п.) или родом занятий, профессией (офицеры, солдаты, ученые, писатели, революционеры и т.п.). В этом случае предполагается, что социальная или профессиональная принадлежность людей обусловливает их сходство [27]...
Заключение
О творчестве замечательного русского прозаика Бориса Екимова написано пока не очень много, но, возможно, самым емким высказыванием стала формулировка премии Александра Солженицына, которой он был удостоен в 2008 году: «За остроту и боль в описании потерянного состояния русской провинции и отражение неистребимого достоинства скромного человека; за бьющий в прозе писателя источник живого народного языка» [42, С.186]. Эти слова нашли отражение в характеристиках женских образов, которые раскрыты на страницах произведений Б.Екимова. В первой части нашего исследования - «Теоретические аспекты проблемы художественного воплощения образа женщины в русской литературе XX – XXI вв.» - мы рассмотрели типологии женских образов, нашедших отражение в произведениях писателей XX – XXI вв. Это типологии, созданные Ю.М. Лотманом, Е. Весельницкой, Н.Ф. Ковтун, Н. К. Нунан, Н. Рис. Все типологии выделяют три основных женских образа: традиционный, героический и демонический. Характерологическими особенностями каждого типа являются следующие. Женщины традиционного типа - это, прежде всего, - хозяйки, «домоводки», которые в первую очередь должны нести основную тяжесть домашних забот, связанных с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, сохранением домашнего очага. Это тот тип, который веками складывался на основе «Домостроя», призывающего женщину строить дом изнутри: терпением, добротой, радушием, хлебосольством, «болезной» заботой о ближних своих. Женщины - героини обладают «женским голосом» и «женским словом». Под «женским словом» мы понимаем определенную роль женщины в общественной жизни, но эта деятельность, как правило, не приводит к кардинальным преобразованиям в жизни общества, а под «женским словом» - роль женщины в жизни общества, которая непосредственно связана с кардинальными преобразованиями. Демонические женщины - наиболее неисследованный ни в литературоведении, ни в искусствоведении тип. Именно в этом типе с большей наглядностью проявляются качества диаметрально противоположные: «мадоннские», «богородичные» и «содомские», «дионисийские». Образ женщины в русской литературе второй половины XX – начала XXI вв. приобрёл новые черты. Мы наблюдаем трансформацию женского образа от уставшей труженицы социалистического строя до самостоятельной целостной личности женщины городского типа, которой присущи как женские эмоциональные черты, так и мужские, такие, как логическое мышление и организованность. В практической части нашего исследования - «Анализ женских образов в произведениях Б.Екимова» - в соответствии с целью работы нами были проанализированы рассказы с точки зрения выявления и раскрытия ключевых черт женских образов различных типов. В процессе анализа мы выяснили, что в рассказах Б. Екимова прослеживается два типа женских образа: 1-й тип – женщина-героиня, которая не справляется с обязанностями женщины и мужчины; 2-й тип – традиционный, который раскрыт на более поздних этапах творчества писателя, воплощенный в образах старух. В рассказах Б.Екимова прослеживается эволюция женского образа от женщины-героини к традиционному типу женщины – женщине - труженице, женщине-хозяйке, женщине - хранительнице. В процессе эволюции героини рассказов Б.Екимова встают перед ситуацией выбора: сохранить ли традиционный уклад деревни или уехать в город, где потеряны нравственные и духовные ценности. Женщина-хранительниц на страницах рассказов Б.Екимова приобретает черты патриархального уклада, женщины-хранительниц памяти поколений, устоев, традиций, искренней действенной любви к людям и своей земле. В результате проведенного анализа мы выяснили, что в конце 1990-х, на протяжении 2000-х гг. в рассказах Б.Екимова все больше обретает звучание и характерологические черты тип традиционной женщины, женщины-хранительниц . Эта женщина уже не на перепутье, она четко приняла решение, что семейный уклад, нравственные ценности, родная земля – это все, что необходимо ей для счастья, для душевной гармонии. Кроме того, на поздних этапах творчества Б.Екимова прослеживается модифицированный образ традиционной женщины – женщины с мистическими качествами, образ Берегини, наделенной духовным и мистическим началом.
Список литературы
I. Тексты 1. Екимов Б.П. Избранное: В 2-х т. – Волгоград. Ком. по печати и информ. – 2000. – 608 с. 2. Екимов Б.П. Сочинения: В 3 т. – Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2009. 3. Екимов Б.П. Высшая мера: Повести, рассказы. – Волгоград, 1995. – 416с. 4. Екимов Б.П. Доехала благополучно: рассказы. – Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1980. – 286 с. 5. Екимов Б.П. Ночь проходит: Рассказы, повесть. – М.: Советский писатель, 1986. – 368 с. 6. Екимов Б.П. Солонич // Рассказ-86. / Сост. В. Васильев. – М., 1987. – С. 361 –386. 7. Екимов Б.П. «Ночь проходит…» // Рассказ-87. / Сост. Ю. Леонов. – М., 1988. – С.52 – 81. 8. Екимов Б.П. Житейские истории // Новый мир. – 1998. – № 10. – С. 3-16. 9. Екимов Б.П. Житейские истории // Новый мир. – 1999. – № 11. – С.73-85. 10. Екимов Б.П. Житейские истории // Новый мир. – 2000. – № 12. – С. 76-90. 11. Екимов Б.П. На распутье // Новый мир. – 1996. – № 6. – С.169-184. II. Литературоведение 12. Абашева М.П. Русская женская проза на рубеже XX - XXI веков / М.П. Абашева, Н.В. Воробьева ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2007. - 175 с. - Библиогр.: с. 160-175. 13. Большакова А.Ю. Русская «деревенская проза» 1960-1990 годов в англо-американском восприятии (к проблеме русско-западных межлитературных схождений) // Филологические науки. – 1995. – №5–6. – С. 45–56. 14. Большакова А.Ю. Феномен деревенской прозы // Русская словесность. – 1999. – № 3 . – С. 15-19. 15. Васильев В. Высота Б. Екимова // Васильев В. Достоинство слова: Лит.-критические ст. и заметки о сов. поэзии и прозе. – М., 1988. – С.150–154. 16. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. – М.: Высш. шк., 1999. – 556 с. 17. Вильчек Л.Ш. Вниз по течению деревенской прозы // Вопросы литературы. – 1985. – №6. – С. 34-72. 18. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX в. (проблематика и поэтика жанра). – Л.: Наука, 1979. – 208 с. 19. Долженко Л.В. Тема детства в рассказах Б. Екимова 80-х годов // Вопросы краеведения: Материалы краеведческих чтений. Вып. 2. – Волгоград, 1993. – С. 202 - 205. 20. Екимов Б.П. Где прячется от издателя современная русская книга?: Беседовал А. Щуплов // Кн. Обозрение. – 1999. – №7. – С.4. 21. Екимов Б.П. Возвращение на Родину [к 125-летию со дня рождения И. Бунина] // Волгоградская правда. – 1995. – 21 окт. – С.1. 22. Казначеев С. Героиня в гендерном гетто: Образ девушки в прозе русских писательниц от Светланы Василенко до Ирины Денежкиной // Братина. - М.,2003. - Вып. 3. - C. 164-169. 23. Компанеец В.В. Мир Б. Екимова // Отчий край. – 1996. - № 3. – С. 210 –212. 24. Ковтун Н. В. «Деревенская проза» в зеркале Утопии. Новосибирск, 2009. - 187 с. 25. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. – № 4 . – С. 3 – 6. 26. Лихачев Д.С. Искусство в 2000 г. // Прошлое – будущему. – Л.: Наука, 1985. – С. 12-27. 27. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752с. 28. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. – Т.1. – Таллин: Александра, 1992. – 479 с. 29. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970. – 384 с. 30. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 464 с. 31. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М.: Наука, 1990. – 275с. 32. Михайлов А. Пространство рассказа: [Литературная критика] // Октябрь. – 1986. – № 1. – С. 179–189. 33. Немзер А. Взгляд на русскую прозу в 1996 году // Дружба народов. – 1997. - № 2. – С. 174-176. 34. Нинов А.А. Современный рассказ. – Л.: Худ. литература, 1969. – 287с. 35. Новиков В.Н. Думайте поступками. Рассказ и современность // Октябрь. – 1987. - № 6. – С. 198. 36. Новиков В.Н. Ощущение жанра. Роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир. – 1987. - № 3. – С. 239-254. 37. Парнелл К. Голоса других: Женщины и меньшинства в постсовет. лит. : [женская проза и женские образы в литературе XX в., в частности, в русской литературе постсоветского периода] / К. Парнелл. - Fichtenwalde : Gopfert, 2004. - 209 с. - Библиогр.: с. 207-209. 38. Сердюченко В. Русская проза на рубеже третьего тысячелетия // Вопросы литературы. – 2000. – Июль-Август. – С. 77–97. 39. Селезнёв Ю. О прозе Валентина Распутина последних лет // Селезнёв Ю. Златая цепь. М., 1985. - С. 254-262 40. Словарь литературоведческих терминов и понятий. / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: НПК «Интервак», 2001, - 374 с. 41. Солженицын А. Собрание сочинений в 8 томах. М. 1991г. 42. Солженицын А.И. Слово при вручении премии Солженицына В. Распутину 4 мая 2000 г. // Новый мир. – 2000. – №5. – С. 186 – 189. 43. Трошкина Т.П. Литература как отражение женского восприятия мира // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. - СПб., 2003. - С. 53-58. 44. Цветов Г.А. Тема деревни в современной советской прозе. – Л.: Знание, 1985. – 32 с. 45. Удин Я. О прозе Б. Екимова // Волга. – 1988. – № 3. – С. 130-141. 46. Чалмаев В. Испытание надежд: Перестройка и духовно-нравственная ориентация современной прозы // Москва. – 1988. - № 4. – С. 190-192.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.